О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Более Т31 млн получил необоснованно SCAT от комитета гражданской авиации Казахстана

Более Т31 млн получило необоснованно АО "Авиакомпания "SCAT" от комитета гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана

Более Т31 млн получило необоснованно АО "Авиакомпания "SCAT" от комитета гражданской авиации (КГА) министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сообщается в представлении генеральной прокуратуры, копия которого есть в распоряжении МИА КазТАГ.

"Досудебным расследованием установлено, что в период 2017-2018 годы и 11 месяцев 2019 года КГА МИИР в авиакомпанию на основании договоров бюджетного субсидирования регулярных авиамаршрутов выплачено Т4 628 630 433. Согласно заключению специалистов ТОО "SS-audit" от 9 марта 2021 года из вышеуказанных средств Т31 132 712,99 авиакомпанией получено, а соответственно КГА выделено необоснованно", - говорится в представлении по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона, адресованном МИИР.

Как отмечается, по правилам субсидирования, выплата бюджетных субсидий осуществляется ежемесячно.

"По итогам финансового года авиакомпания и КГА проводят сверку взаиморасчетов с составлением актов сверки выполненных работ. При этом в ходе проведения сверок взаиморасчетов с Авиакомпанией за 2018- 2019 годы изложенные в заключении ТОО "SS-audit" факты необоснованной выплаты государственных средств остались не в поле зрения старшего государственного авиационного инспектора КГА Нагайбаева А. и главного эксперта управления финансов и бухгалтерского учета КГА Шаяхина Р., проводивших сверки взаиморасчетов", - уточняется в документе по итогам досудебного расследования, проведенного службой специальных прокуроров генпрокуратуры.

В нем также отмечается, что вопреки требованиям пункта 13 правил субсидирования авиамаршрутов за 2017 год, КГА сверку взаиморасчетов с авиакомпанией вовсе не проводил, "о чем свидетельствует отсутствие акта сверки выполненных работ".

"Несоблюдение вышеуказанных требований ответственными сотрудниками КГА и отсутствие ведомственного контроля со стороны руководства КГА за эффективным использованием бюджетных средств в определенной мере позволили сокрыть авиакомпанией от отчетности по субсидиям доходы и увеличить расходы", - сказано в представлении.

Надзорный орган указывает также на нехватку кадров в КГА, как одну из причин невозможности проверить достоверность отчетности SCAT, а также то, что в действующих правилах субсидирования авиамаршрутов с комитета снята обязанность проверки первичных и подтверждающих отчеты документов.

"Отсутствие обязанности КГА по проведению проверки фактов выполнения авиаперевозок с составлением заключения о целевом назначении и подтверждения сумм бюджетных субсидий, а также обязанности исполнителя (Авиакомпания) по предоставлению в КГА документально подтвержденных выполненных работ и объемов авиаперевозок создает риск совершения манипуляции бухгалтерской отчетности путем сокрытия доходов и расходов исполнителя, и в конечном итоге присвоению и неэффективному использованию бюджетных средств", - добавила генпрокуратура.

Также у прокуроров возникли вопросы и по применению инструкции расчета себестоимости летного часа при выполнении полетов на субсидируемых маршрутах.

"Авиакомпанией при определении себестоимости летного часа по субсидируемым авиамаршрутам отражаются все расходы, в том числе расходы по оплате за рекламу, эмиссий на окружающую среду, амортизации воздушных судов и обучение специалистов. Пунктом 7 инструкции предусмотрен конкретный перечень расходов, которые должны быть включены в себестоимость летного часа. При этом данным пунктом включение в отчеты вышеуказанных расходов не предусмотрено. Тогда как, вышеуказанные расходы относятся к производственным расходам и затраты по ним образовываются и при осуществлении субсидированных полетов", - отметили в надзорном органе.

Кроме того, отмечено, что в себестоимость летного часа включаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Такие же нормы, указали в генпрокуратуре, прописаны и в пункте 2 правил субсидирования авиамаршрутов (субсидированию подлежит разница между доходом и суммой эксплуатационных расходов, формирующихся при авиаперевозке).

"Тем самым, пункт 7 инструкции противоречит пункту 3 инструкции и пункту 2 правил субсидирования авиамаршрутов. Каждое из вышеуказанных нарушений и недостатков со стороны ответственных должностных лиц и руководителей КГА, стали основанием для ведения досудебного расследования, и в определенной мере повлияли и способствовали излишнему расходованию государственных ресурсов, сил и средств. Подобное положение дел требует принятия действенных мер по недопущению указанных фактов впредь", - указано в представлении.

Генпрокуратура предложила принять меры по возврату с авиакомпании в государственный бюджет излишне выплаченной суммы в размере Т31 132 712,99, рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц управления финансов и бухгалтерского учета КГА, изменить правила субсидирования авиамаршрутов и инструкцию расчета себестоимости летного часа, а также пересмотреть штат КГА.

Согласно документу, расследование было начато 13 февраля 2020 года, а само представление в МИИР датируется 25 марта 2021 года. Генпрокуратура отвела министерству один месяц на предоставление уведомления о рассмотрении представления.

Вместе с тем, в распоряжении МИА КазТАГ оказалась и жалоба в адрес президента Касым-Жомарта Токаева со стороны авиакомпании SCAT, направленная через частную адвокатскую контору. В ней выражается мнение, что проверка со стороны генпрокуратуры является необоснованной и якобы могла быть инициирована авиакомпанией Air Astana....
Авторские права на данный материал принадлежат «Казахское телеграфное агентство». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка