О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесное шифрование: как авиакомпании пытаются избежать перехода на российские системы бронирования

С 2018 года чиновники пытаются заставить авиакомпании хранить данные о перелетах россиян внутри страны. Спустя три года авиакомпании нашли способ избежать требования и отправлять данные пассажиров в иностранные системы в зашифрованном виде

С 2018 года профильные чиновники пытаются заставить отечественные авиакомпании хранить данные о перелетах россиян внутри страны, что, по мнению перевозчиков, приведет к росту цен на авиабилеты. Спустя три года авиакомпании нашли способ избежать требования и отправлять данные пассажиров в иностранные системы в зашифрованном виде. К разработке систем шифрования авиакомпании думают привлечь "Яндекс" или "Лабораторию Касперского", сказал источник Forbes

Крупнейшие авиакомпании России - группа "Аэрофлот" и S7 - тестируют системы шифрования данных пассажиров, благодаря которым их можно будет безопасно передавать в иностранные системы обслуживания, рассказал Forbes источник в компании-операторе одного из крупнейших авиаперевозчиков и подтвердил источник, близкий к "Ростеху".

18 марта первый тест своей системы шифрования провела S7 на рейсе Москва - Новосибирск, сказал собеседник Forbes в компании-операторе, тестирование подтвердила пресс-служба S7.

"Тестирование технологии прошло при участии представителей Минтранса, Amadeus (глобальная система бронирования. - Forbes), силовых ведомств, "Аэрофлота". Сотрудник S7 Airlines забронировал и совершил перелет из Москвы в Новосибирск: его персональные данные были успешно переданы в зашифрованном виде в Amadeus", - сообщил представитель авиакомпании. Шифрование "полностью безопасно" и защищает персональные данные российских пассажиров при перелетах внутри страны, добавил представитель S7.

"Считаем, что шифрование данных является хорошим и надежным решением по защите персональных данных", - сказал Forbes представитель "Уральских авиалиний".

Директор по работе с авиакомпаниями России и СНГ Amadeus Светлана Малюк ответила Forbes, что компания "активно сотрудничает" с российскими перевозчиками при проектировании и внедрении "надежных систем".

Forbes направил запрос в "Аэрофлот", "Победу" и Минтранс.

Давняя проблема

Сейчас крупнейшие авиакомпании, в том числе группа "Аэрофлот" и S7, используют иностранные системы обслуживания пассажиров - американские Sabre и Navitaire, а также испанскую Amadeus. Такие системы нужны для хранения данных о проданных билетах и наличии мест на рейсах. Но то, что российские авиакомпании пользуются иностранными системами, не устраивает российское правительство. Минтранс утверждал, что нужно обеспечить суверенитет России при выполнении внутренних воздушных перевозок и безопасность персональных данных пассажиров.

Минтранс настаивал на том, чтобы до конца октября этого года Sabre, Amadeus и другие иностранные системы бронирования локализовали свои серверы в России. В противном случае российские авиакомпании будут вынуждены мигрировать в российские системы бронирования. Их две - Leonardo, принадлежащая компании "Сирена Трэвел", и "Транспортные автоматизированные информационные системы", принадлежащая структурам аэропорта Внуково.

Процесс миграции в отечественные системы приведет к росту цен, в итоге оплачивать перенос данных в Россию будут пассажиры, предупреждал в 2019 году в комментарии для РБК президент "Utair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков. Бывший заместитель гендиректора "Аэрофлота" Кирилл Богданов в 2018 году говорил, что российские системы бронирования предназначены "для обеспечения работы второго эшелона авиакомпаний". "Аэрофлот" и S7 состоят в международных альянсах, и системы бронирования должны иметь тесную связь с продуктами других авиакомпаний.

Альтернативный вариант

Около года назад авиакомпании стали обсуждать третий вариант - возможность шифрования в России данных пассажиров, их "анонимизации", рассказывают источник в компании-операторе одной из крупнейших авиакомпаний и источник, близкий к "Ростеху". Тестирование начали в этом году.

Имя и фамилия пассажира, а также паспортные данные зашифровываются в случайный набор букв, он же отражается на бирке багажа. В таком виде данные поступают в иностранную систему бронирования и отправляются на ее серверы за рубеж. Если данные поступают обратно, то они автоматически дешифруются. Это может потребоваться, например, при возникновении спорных ситуаций с пассажиром.

Чтобы разработать такие системы шифрования, перевозчики в том числе рассматривают возможность привлечь к сотрудничеству российские IT-компании. Речь идет о "Яндексе" или "Лаборатории Касперского", сказал Forbes источник в компании-операторе.

По словам двух источников Forbes в "Яндексе" и "Лаборатории Касперского", официальных предложений от российских перевозчиков не поступало. В пресс-службах обеих компаний отказались от комментариев.

Авиакомпании могут своими силами шифровать такие данные, отмечает собеседник Forbes, близкий к "Ростеху".

Сколько это может стоить, выяснить не удалось. Технически преобразование данных - несложный процесс, и чаще всего это уже встроено в систему перевозчика, говорит бизнес-консультант Cisco по информационной безопасности Алексей Лукацкий. Само шифрование, по словам эксперта, "практически бесплатное", но к издержкам приводят тестирования и обучение персонала.

Временная и надежная мера

"Преобразование данных - временная мера. Но при такой сложной ситуации она может остаться навсегда", - говорит источник, близкий к "Ростеху".

Это достаточно надежный инструмент, независимо от того, на территории какого государства данные потом хранятся, отмечает Алексей Лукацкий. Но сложности могут возникнуть у аэропортов, если авиакомпании будут использовать разные системы шифрования, отмечает он.

Также важно избегать коллизий, когда получившиеся данные совпадают у разных пассажиров, сказал замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин. "Если говорить про безопасность, то эта тема вызывает в целом иронию, так как в даркнете без проблем можно купить историю перелетов любого гражданина РФ за 3000-5000 рублей, что является куда большей угрозой", - добавляет он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка