О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Без него не появились бы Су-35 и Су-57": какую роль в становлении истребительной авиации РФ сыграл самолет Су-37

25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманевренный российский истребитель Су-37, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги

25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманевренный российский истребитель Су-37, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Именно на этой машине Герой России летчик-испытатель Евгений Фролов продемонстрировал выдающийся воздушный маневр, впоследствии названный его именем. Уникальная конструкция самолета позволила Фролову выполнить фигуры пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Впрочем, уже в 2002 году, после катастрофы единственного летного экземпляра Су-37, перспективный проект был закрыт. Однако эксперты отмечают, что конструкторские решения и технологии, применявшиеся в этой машине, предопределили появление у России таких истребителей, как Су-35 и Су-57.

2 апреля 1996 года состоялся первый демонстрационный полет сверхманевренного истребителя Су-37, оснащенного двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).

Уже осенью 1996-го экспериментальный самолет "Сухого" поразил публику на международном авиасалоне в Фарнборо, а в 1997-м он появился и на авиашоу во французском Ле-Бурже.

За штурвалом этого истребителя Герой России летчик-испытатель Евгений Фролов смог тогда продемонстрировать маневры, недоступные многим самолетам и по сей день. Это стало возможным благодаря аэродинамической схеме этой машины и двигателям с круглыми поворотными соплами.

В их числе - "кобра" с углом атаки от 150 до 180 градусов (это означает, что фактически Су-37 в течение нескольких секунд может лететь хвостом вперед) и переворот с потерей высоты до 300-400 м, а также форсированный боевой разворот и поворот по вертикали.

Такая маневренность позволяла Су-37 в ближнем воздушном бою разворачиваться на месте, в то время как его противнику пришлось бы совершать традиционный широкий разворот.

Кроме того, за штурвалом истребителя летчик продемонстрировал уникальный маневр, впоследствии названный его именем - "Чакра Фролова". Он представляет собой мертвую петлю малого радиуса на малой скорости, что позволяет летчику переместиться за противника и, пропустив его самолет вперед, занять атакующее положение.

Перспективные характеристики

В 1980-е годы между США и СССР развернулась гонка авиационных вооружений, целью которой было создание истребителя нового поколения. Такая машина должна была обладать повышенной скрытностью для радаров, развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, а также быть сверхманевренной, что позволяло бы практически мгновенно развернуть самолет в условиях воздушного боя.

В то время как в ОКБ им. Микояна был создан принципиально новый МиГ 1.44, за основу для своего проекта конструкторы "Сухого" взяли Су-27 - многоцелевой тяжелый истребитель четвертого поколения.

К 1988 году был изготовлен экспериментальный самолет Су-27М. От базовой модели он отличался наличием переднего горизонтального оперения, которое существенно повышало его маневренность.

Затем эту машину оснастили двигателями АЛ-31ФП с управляемыми гидроцилиндрами сопла, которые в сочетании с аэродинамической схемой интегрального триплана и передним оперением давали ему возможность выполнять уже упомянутые маневры и фигуры высшего пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Эти двигатели позволяли ему развивать максимальную скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте и 1,4 тыс. у земли. Практический потолок применения составлял до 18 км.

Су-27М, оборудованный двигателями с УВТ, и получил наименование Су-37.

К 1988 году был изготовлен экспериментальный самолет Су-27М. От базовой модели он отличался наличием переднего горизонтального оперения, которое существенно повышало его маневренность.

Затем эту машину оснастили двигателями АЛ-31ФП с управляемыми гидроцилиндрами сопла, которые в сочетании с аэродинамической схемой интегрального триплана и передним оперением давали ему возможность выполнять уже упомянутые маневры и фигуры высшего пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Эти двигатели позволяли ему развивать максимальную скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте и 1,4 тыс. у земли. Практический потолок применения составлял до 18 км.

Су-27М, оборудованный двигателями с УВТ, и получил наименование Су-37.

Как рассказал в комментарии RT заслуженный летчик России генерал-майор Владимир Попов, если бы эта машина пошла в серию и была принята на вооружение, она активно применялась бы на переднем крае боевых действий.

"Самолет Су-37 был способен наносить удары по истребителю противника, в том числе малозаметным целям, поэтому, скорее всего, на современных театрах военных действий мог бы выполнять роль, например, фронтового истребителя", - считает Попов.

По его словам, главной причиной, помешавшей запустить серийное производство Су-37, стало отсутствие финансирования в 1990-х годах. Однако эта машина предвосхитила появление многих перспективных самолетов новых поколений, добавил эксперт.

"Су-37 был предвестником самолетов поколения 4++ и пятого поколения, особенно это прослеживается в конструктивных особенностях, компоновке, распределении массы относительно крыла, эффективности управляемой системы", - подчеркнул Попов.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил в интервью RT, что главной особенностью Су-37 была его сверхманевренность, которая достигалась за счет двигательной установки с управляемым вектором тяги.

"Благодаря этому самолет мог выполнять приемы высшего пилотажа - "Чакра Фролова", "кобра", "колокол". Это важно, поскольку если все прицелы на современных самолетах устроены по принципу доплеровского локатора, то самолет, застыв на одну-три секунды, может исчезнуть с локаторов истребителей противника. К тому же можно изменить направление полета, резко совершив маневр, после чего, например, зайти противнику в хвост и поразить его ракетой", - пояснил эксперт.

Юрий Кнутов также констатировал, что пойти в серию этому и другим уникальным самолетам помешало плачевное состояние российской экономики в 1990-х годах.

"В 1990-2000-х годах Россия переживала экономический кризис, из-за которого она так и не смогла запустить серийное производство машины и принять ее на вооружение. Такая же судьба постигла и уникальный Як-141, который стал невостребованным после распада СССР", - напомнил Кнутов.

Однако влияние Су-37 на современные технические решения, применяющиеся в истребительной авиации, сложно переоценить, считает аналитик.

"Проект Су-37 сыграл важную роль в эволюции современной конструкторской мысли, без него не появились бы самолеты Су-35 и Су-57, в которых также используется двигатель с управляемым вектором тяги и много других технических решений", - заключил Кнутов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка