Опубликовано: 05.04.2021, 16:42
 

Путь к звездам: материалы ВИАМ в космической технике


[image]

В 1976 году советские ученые приступили к работе по созданию многоразовой космической системы, в которую входили ракета-носитель "Энергия" и орбитальный корабль "Буран". Объединив лучших специалистов Академии наук СССР, конструкторских бюро, отраслевых институтов и предприятий, этот проект стал самым масштабным в истории отечественной космонавтики.

Перед учеными ВИАМ стояла задача - построить полноценную систему тепловой защиты многоразовой космической системы. Основной проблемой было создание новых теплозащитных материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Эти материалы должны были защищать наиболее важные элементы конструкции "Бурана", не разрушаясь и не теряя свою геометрическую форму на различных этапах полета.

Покрытие состояло из отдельных элементов - плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые крепилось к корпусу "Бурана" через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. На 90% плитки состояли из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности. А для защиты стыков многослойных теплозащитных элементов специалисты ВИАМ разработали специальные "жгуты-герметики".

Специалистами института были разработаны углеродные материалы, клеи, разнообразные покрытия и уплотнительные материалы. Мало кто знает, что специально для "Бурана" был создан бериллиевый сплав для тормозной системы. Для "Бурана" созданы совершенно уникальные смазки, работоспособные при сверхнизких температурах в условиях глубокого вакуума. Не менее сложной задачей, успешно решенной, было создание стекол и рамок остекления для иллюминаторов.

В рамках программы "Энергия-Буран" были разработаны и внедрены новые марки алюминиевых, титановых, жаропрочных сплавов, высокопрочные стали и многое другое. В общей сложности ВИАМ создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное - это разработка теплозащитных материалов, которые по целому ряду характеристик превосходили американские аналоги, разработанные для системы "Спейс Шаттл".

В процессе полета "Бурана" теплозащита успешно выдержала экзамен: из 38800 плиток лишь 7 были повреждены или утеряны при посадке, тогда как в первом полете американского "Шаттла" было потеряно 37 теплозащитных плиток.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ВИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 5 апреля 2021 года | Дайджест публикаций за 5 апреля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости