О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новая технология высокоточного литья лопаток турбины. "Гибридный" интерметаллидный сплав для двигателей ПД-14 и ПД-35

Гибридный сплав обладает высокой жаропрочностью и коррозионной стойкостью, что важно для безотказной работы в агрессивной среде турбины

Гибридный сплав обладает высокой жаропрочностью и коррозионной стойкостью, что важно для безотказной работы в агрессивной среде турбины.

Литейное производство становится все более технологичным, в первую очередь за счет внедрения систем моделирования процессов литья, трехмерной печати моделей отливок и литейных форм, роботизации технологических операций. Все это приближает отливки по размерам и массе к готовой детали, и не надо "убирать лишнее".

Сегодня литье лопаток по выплавляемым моделям - способ, который позволяет получать высокоточные литые заготовки в промышленном масштабе и меньшими затратами. Правда, есть и альтернативная точка зрения, что лазерное спекание порошков металлов превосходит литье.

Челябинские ученые, участвуя в масштабном проекте по созданию авиадвигателей нового поколения, предложили технологию высокоточного литья турбинных лопаток последних ступеней турбины из интерметаллидного сплава TNM-B1 для ПД-35, по плану, создадут в 2021 году. Двигатель ПД-14 на сегодняшний день уже находится на стадии промышленных испытаний и предназначен для узкомагистрального МС-21.

"Гибридный" интерметаллидный сплав на основе алюминида титана (TiAl), дополнительно легированный ниобием, молибденом и бором, обладает высокой жаропрочностью и коррозионной стойкостью, что крайне важно при эксплуатации литых изделий в агрессивной среде турбины. Плотность интерметаллидного титан-алюминиевого сплава составляет всего 3,9 г/см3, а температура эксплуатации 750˚С , что позволяет уменьшить массу компрессора авиационного двигателя на 15-20%, достичь экономии топлива и повысить удельную мощность двигателя.

Литье турбинных лопаток проходит в термохимически стойких формах на основе сверхпрочного корунда и коллоидного гидроксида алюминия алюмозол. При этом литье инерметаллидного сплава TNM-B1 проводится с применением защитной инертной атмосферы из аргона в специальной плавильно-заливочной установке.

Ученые моделируют сложнейшие процессы литья в виртуальном формате, описывают их математическим способом.

В современных реалиях анализ литейных процессов немыслим без проработки различных вариантов технологии в системах инженерного анализ. Инжиниринг в литье лопаток из интерметаллидного сплава проводится при помощи программного продукта ProCAST. Особенность этой технологии в том, что заполнение формы осуществляется центробежным способом. С помощью компьютерного моделирования литейных процессов мы смогли определить оптимальные параметры этой технологической операции.

Совместная разработка двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 должна завершиться в 2028 году. В процессе его создания будут применены новейшие инновационные решения российских авиастроителей. Главный разработчик двигателя - Пермское конструкторское бюро ОАО "Авиадвигатель", а головное предприятие серийного производства - Пермский моторный завод.

Лопатка - ключевая деталь турбины, непосредственно принимающая на себя высокое давление газа или продуктов сгорания. Малейшее отклонение от заданных параметров как по геометрии, так и по характеристикам применяемого сплава, может повлечь за собой снижение КПД всей турбины. Специалисты факультета Политехнического института ЮУрГУ вместе с научно-производственной лабораторией "Технопарк авиационных технологий" и Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) в рамках очередного проекта "Исследование и разработка технологии изготовления лопаток из интерметаллидного сплава TNM-B1 в электрокорундовых керамических формах на алюмозольном связующем для турбины перспективного гражданского авиационного газотурбинного двигателя методом литья" разрабатывают процессы литья лопаток последних ступеней турбины авиационного двигателя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка