О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улучшить качество связи: ученые МАИ разработали новую схему космической антенны

Ученые из МАИ работают над созданием крупногабаритной космической антенны зонтичного типа, которая позволяет получать на орбите Земли гладкую отражающую поверхность диаметром более 10 метров

Ученые из МАИ работают над созданием крупногабаритной космической антенны зонтичного типа, которая позволяет получать на орбите Земли гладкую отражающую поверхность диаметром более 10 метров. В космос она выводится в сложенном компактном состоянии. Автор идеи и руководитель проекта - доцент кафедры 602 "Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий" МАИ, старший научный сотрудник Института прикладной механики РАН Сергей Русских.

В МАИ предложили новую схему космической антенны зонтичного типа. В настоящее время подобные системы имеют несколько видов применений. Они нужны для телекоммуникационных спутников, обеспечивающих подвижную и стационарную связь на Земле, доступ в интернет, ретрансляцию теле- и радиопрограмм. Отвечают такие антенны за специализированные виды связи - военного назначения, систем спасения, за связь между различными космическими аппаратами. И, наконец, антенны необходимы для дистанционного зондирования Земли как в военных, так и в прикладных и научных целях.

Новая антенна состоит из радиальных стержней, поддерживаемых в необходимом положении тросовыми элементами. Ее планируют запатентовать в ближайшее время. Сергей Русских занимался разработкой математических моделей и расчетами, в соавторстве опубликовав 10 научных работ в ведущих журналах. Разработкой уже заинтересовалось несколько предприятий.

Задача развертывания и формообразования

В отличие от ранее известных конструкций подобного типа, антенна будет не только развертываться в космосе из сложенного компактного состояния в предварительное рабочее, но еще и претерпевать процесс формоизменения за счет необходимых деформаций радиальных стержней.

"Наша схема предлагает использовать циклически симметричную зонтичную антенну, каркас которой состоит из гибких нерастяжимых радиальных стержней, связанных по параллелям растяжимыми тросами. Число стержней может быть любым - чем их больше, тем более гладкая поверхность сетополотна получается, - говорит ученый МАИ. - В начальном транспортировочном состоянии многозвенные стержни уложены в компактные упаковки, которые удерживаются определенными связями. Когда эта связь устраняется - стержни приходят в движение и решается задача развертывания. Одновременно с этим приходит в движение под действием предварительно сжатых пружин гидравлический демпфер, который обеспечивает плавное движение штока антенны. При определенном положении штока, когда корневой элемент радиального стержня встал на упор и все стержни находятся в прямолинейном положении, начинается процесс их деформирования с одновременным натягиванием тросовых элементов. Таким образом обеспечивается медленное и плавное движение всех конструктивных элементов антенны и приведение ее в рабочее положение, без существенных ответных реакций на космический аппарат".

Не смотря на то, что сегодня существует более 50-ти патентов на развертываемые антенные конструкции в космосе только в Российской Федерации, все они либо не имеют расчетов, либо их расчеты выполнены на компьютере с использованием прикладных программных коммерческих комплексов. Сергей Владимирович создал общую модель антенны и универсальные расчетные программы по определению ее параметров в одном из языков компьютерной алгебры. Более того, им построены две принципиально разные математические модели для различного числа радиальных стержней и числа их составляющих звеньев - для пологой антенны и для случая сильного изгиба. Все алгоритмы и модели верифицированы и проверены на сходимость и устойчивость расчетов, выполнена оценка точности получаемой поверхности....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка