Опубликовано: 15.04.2021, 14:15
 

Ту-155: самолет, опередивший время


[image]

15 апреля 1988 года экспериментальный самолет Ту-155 впервые в мире совершил полет, используя в качестве топлива одного из двигателей жидкий водород. Этим была доказана возможность создания криогенной авиации. Работы, выполненные в ОКБ им. А.Н. Туполева, дали бесценный опыт для дальнейшего развития авиационных криогенных топливных систем. А легендарный Ту-155 в 2019 году занял одно из центральных мест в исторической экспозиции самолетов, организованной на площадке салона МАКС.

Это был самолет, опередивший время. Водород и сегодня, спустя более чем 30 лет, считается многообещающим авиационным топливом будущего и ключом к улучшению экосистемы планеты, а в 1980-е годы, когда человечество столкнулось с масштабным энергетическим кризисом, поиск альтернативных экологически чистых видов топлива рассматривался как задача государственного масштаба.

Специалисты ОКБ Туполева в середине 1980-х годов приступили к созданию экспериментального самолета Ту-155, летающего на криогенном топливе, на основе серийного пассажирского Ту-154Б. При проектировании пришлось существенно изменить компоновку и решить целый ряд сложнейших технических задач. Экспериментальный криогенный топливный комплекс в целях безопасности был размещен в специальном отсеке, изолированном от прилегающих отсеков фюзеляжа буферными зонами, имеющими систему вентиляции. В правой мотогондоле был установлен двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. Запас топлива размещался в криогенном баке емкостью 17,5 куб. м, установленном в хвостовой части самолета. Всего было сконструировано более 30 дополнительных бортовых систем, разработана уникальная программа обеспечения безопасности, позволившая провести все работы без серьезных происшествий.

После летных испытаний и проведения доработок 18 января 1989 года самолет совершил первый полет на сжиженном природном газе (СПГ). Впоследствии Ту-155 прошел обширную программу летных испытаний, в ходе которых было установлено 14 мировых рекордов, совершены международные перелеты по маршрутам Москва - Братислава - Ницца и Москва - Ганновер. Всего на Ту-155 было совершено 70 полетов: в пяти из них топливом служил водород, в остальных - СПГ.

Появление Ту-155 коренным образом изменило ситуацию в криогенной авиации. Использование СПГ в качестве авиатоплива имело блестящие перспективы, позволяя существенно повысить экономичность авиаперевозок, улучшить экологические характеристики воздушного транспорта и уменьшить дефицит традиционного авиатоплива. Однако уровень финансирования того времени не позволил полноценно продолжить исследования. Тем не менее очевидно то, что применение экологически чистых источников энергии в авиации будет расширяться, и Россия имеет уникальный опыт создания силовой установки на криогенном топливе, который будет использован при создании самолетов будущего.

Организаторы МАКС подарили любителям авиации уникальную возможность прикоснуться к легенде. На МАКС-2019 первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 занял место в исторической экспозиции, расположенной на статической стоянке авиасалона.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «АО "Авиасалон"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 15 апреля 2021 года | Дайджест публикаций за 15 апреля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости