Опубликовано: 19.04.2021, 14:15
 

Как проектировать аэропорты в BIM?


[image]

Дмитрий Омелько, BIM-менеджер ПИ "Красаэропроект", поделится собственным опытом на онлайн-форуме "Цифровизация аэропортов в 2021", который состоится 22 апреля (регистрация).

Технология информационного моделирования проникает во все сферы проектирования и строительства, не исключение и область аэропортовой инфраструктуры. С одной стороны, BIM - это повышение качества проектной документации, сокращение издержек на этапе строительства. С другой - заданный государством вектор, который обязывает использовать BIM на всех проектах с участием государства с начала 2022 года. В этой ситуации опыт компаний, уже использовавших BIM на практике, становится особенно ценным. Одна из немногих компаний, имеющих в своем портфолио BIM-объекты аэропортовой инфраструктуры, - "Красаэропроект". Компания спроектировала по технологии BIM аэровокзалы в Красноярске, Южно-Сахалинске и Новом Уренгое.

- Дмитрий, как давно ваша компания применяет информационное моделирование?

- Информационное моделирование у нас используется уже давно. Но ранее оно выглядело несколько иначе, чем сейчас. В компании была налажена совместная работа на базе AutoCAD с подгрузками, все смежники проектировали в единой среде. Сейчас BIM-моделирование происходит на базе трехмерной модели Revit и других продуктов Autodesk, предназначенных непосредственно для работы с BIM. За последние годы сформировались стандарты, которые удобны и нам, и заказчикам проектирования.

- Получается, что ваши заказчики также используют информационное моделирование?

- Более того, часто BIM является частью ТЗ, которое мы от них получаем. Так было и в случае проекта аэропорта в Новом-Уренгое. Заказчику было важно получить не просто документацию, а документацию с информационной моделью, которую он дальше будет использовать на этапе строительства и эксплуатации. На основе модели заказчик отслеживает статус строительства, осуществляет строительный контроль. Данные, содержащиеся в модели, помогают строителям идти четко по графику, в частности, не совершать ошибок при разведении сетей. В BIM-модели содержится информация о размерах, производителе, материалах вплоть до артикулов. На втором этапе эксплуатации модель становится основным источником информации, к которому обращаются специалисты, обслуживающие аэропорт. Например, вместо того чтобы линейкой измерять размер облицовочной плитки, подлежащей замене, можно просто открыть BIM-модель и взять все данные оттуда.

- Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее про аэропорт, о котором будет ваш доклад на онлайн-форуме "Цифровизация аэропортов в 2021".

- Это аэропорт г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Мы реконструировали несколько объектов: взлетно-посадочную полосу, патрульную дорогу, периметровое ограждение, светотехническое оборудование. Спроектировали новое здание аэровокзала, новый объект инженерного обеспечения.

Работа над моделью началась с создания плана выполнения информационной модели по ТЗ от заказчика. Нам нужно было организовать эффективную совместную работу всех сотрудников, принимающих участие в создании модели. В самом начале работы определили и согласовали с заказчиком, какой объем работ должен быть выполнен в модели, какими должны быть уровни проработки. Сегодня все проектируют по Постановлению правительства №87. В нем четко прописаны разделы, которые должна включать проектная документация: требования к текстовой и графической частям. Мы решили связать разделы из 87-го постановления и информационную модель. В плане была создана таблица с разделами, которые будут замоделированы. Исходя из этого, были заполнены таблицы с LOD и LOI. Более детально я об этом расскажу в своей презентации.

- А как было организовано взаимодействие с заказчиком?

- По его требованию мы вели еженедельные чек-листы, в которых фиксировали проделанную работу. Для этих целей был выбран инструмент OneNote Microsoft. По сути, это очень простой и удобный для совместной работы блокнот, в котором было организовано две среды общения. Первая - для заказчиков и проектировщиков, здесь по модели фиксировались сделанные за неделю работы. Сюда же выгружалась модель с реестром выявленных и исправленных коллизий. Вторая среда - для общения проектировщиков. Здесь шла внутренняя работа по исправлению коллизий. Также в блокноте располагался план выполнения информационной модели, официальные письма, все описания по элементам модели. Читая чек-лист OneNote, заказчик мог отследить буквально все, что происходило и происходит с моделью, и, если необходимо, принять меры.

- В каких программных продуктах вы работали непосредственно над BIM-моделью?

- Как и на других проектах, мы использовали BIM-платформу Autodesk - Autodesk Revit, Autodesk Civil 3D и его встроенный инструмент Subassembly Composer. Сборку и проверку модели на коллизии выполняли в Autodesk Navisworks. Работа в Revit была организована классически, то есть каждая группа работала в своем файле-хранилище и подгружала смежные разделы к себе в файл ссылками. Работа в Autodesk Civil 3D была организована быстрыми ссылками. Для наглядности было принято цветовое отображение для элементов модели, таких как "сети" и "поверхности". Каждому элементу сетей был присвоен свой индивидуальный цвет. Каждому типу покрытия - свое цветовое отображение. В Revit были замоделированы проектируемые объекты, это здания, сооружения, трансформаторные подстанции, прожекторные мачты, светосигнальное и радиотехническое обеспечение, элементы благоустройства на привокзальной площади. В Civil 3D на основе инженерно-геодезических изысканий мы строили модель существующего рельефа с отображением зданий, сооружений и инженерных сетей. На мероприятии об этом подробно расскажет моя коллега Людмила Дулова, ведущий инженер "Красаэропроект".

- Что стало итогом вашей работы на проекте в Новом Уренгое?

- Завершенная стадия "П". Заказчик получил проектную документацию на реконструкцию аэропортового комплекса и информационную модель с отображением существующих и проектируемых элементов.

- В вашем выступлении много технической информации. Значит ли это, что оно будет в первую очередь интересно BIM-менеджерам, проектировщикам, инженерам?

- Не только им. Наш доклад ориентирован и на заказчиков, и на проектировщиков. Заказчикам, в частности руководителям региональных аэропортов, мы расскажем, для чего им нужен BIM и как заставить эту технологию "работать на себя" на этапах строительства и реконструкции, эксплуатации объекта. Важно осознать, что это не только эффектная 3D-модель, которую можно использовать на встречах и презентациях, но и действующий, прикладной инструмент.

- Насколько, по вашему мнению, отечественные заказчики аэропортовой инфраструктуры погружены в тему BIM? Находятся ли они в этом смысле на одной волне с проектными институтами?

- Не возьмусь обобщать, но наш заказчик на проекте аэропорта в Новом Уренгое глубоко разбирался в BIM-теме. Более того, мы многому от него научились. В компании был BIM-отдел, который курировал нашу работу. Многие процедуры, те же чек-листы, план создания BIM-модели, правила передачи модели, уровень проработки различных элементов, - это наработки заказчика. Однако я не думаю, что эта ситуация типична для рынка.

- Как государство стимулирует заказчиков объектов инфраструктуры работать в BIM?

- Да, есть постановление об обязательном применении BIM на проектах с госучастием, банки уменьшают ставки по кредитам для строительных компаний, работающих на основе информационного моделирования. При этом компаниям, действующим на рынке инфраструктуры, для массового перехода на BIM не хватает единых регламентов использования информационного моделирования. Думаю, это тоже одна из задач государства. Мы же, в свою очередь, готовы участвовать в процессе популяризации BIM, рассказывая о своем опыте профессиональному сообществу.

Услышать доклад Дмитрия Омелько и других профессионалов отрасли, применяющих BIM в своей работе, вы сможете на онлайн-форуме "Цифровизация аэропортов в 2021", который пройдет 22 апреля в 11:00.

Для участия пройдите регистрацию на сайте мероприятия: http://digital-airports.csd.ru/?utm_source=aeroports&utm_campaign=interview.

Организатором форума выступает компания CSD - ведущий российский дистрибьютор в области САПР и программного обеспечения, оказывающий услуги по обучению, комплексному внедрению BIM и переходу на цифровое строительство.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 апреля 2021 года | Дайджест публикаций за 19 апреля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «Оргкомитет конференции "Цифровизация аэропортов в 2021 (Online)"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости