О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сухого" место: новейшие истребители поступят в морскую авиацию

Российские берега закроют "Супер-Сухие". Заказанные в прошлом году новейшие истребители Су-30СМ2 поступят в авиацию ВМФ. Они дорабатываются с учетом специфики их службы

Российские берега закроют "Супер-Сухие". Заказанные в прошлом году новейшие истребители Су-30СМ2 поступят в авиацию ВМФ. Они дорабатываются с учетом специфики их службы. Благодаря мощным двигателям АЛ-41Ф1С эти машины могут выполнять сложнейшие фигуры пилотажа и даже на несколько секунд зависать как вертолеты. А радар "Барс" позволяет обнаруживать любые цели на земле и в воздухе. По мнению экспертов, одним из наиболее вероятных вариантов будет отправка Су-30СМ2 на Балтийский флот.

Над землей и над морем

Согласно утвержденному плану строительства и закупок самолетов и их комплектующих, с копией которого ознакомились "Известия", чуть более двух десятков машин для Минобороны должны быть переданы заказчику до конца 2022 года. Все борта пройдут специальную морскую доработку. Согласно документации их официальное название - Су-30СМ2 (ВМФ).

По словам источников "Известий" в военном ведомстве, в настоящее время прорабатывается вопрос о распределении новых истребителей между частями морской авиации. В приоритете на получение новинок - три флота: Северный, Черноморский и Балтийский.

О планах по закупкам партии истребителей Су-30СМ2 сообщил в августе прошлого года глава Минобороны Сергей Шойгу во время визита на Иркутский авиационный завод. По его словам, общая стоимость 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-тренировочных самолетов Як-130 составляет более 100 млрд рублей. О других параметрах контракта до сегодняшнего дня ничего известно не было.

- Су-30СМ хорошо показал себя и как перехватчик, и как штурмовик, - рассказал "Известиям" военный историк Дмитрий Болтенков. - Учитывая усиление группировки стран НАТО на Балтике, можно предположить, что новые самолеты поставят в 689-й истребительный авиаполк Балтфлота. В зону его ответственности входит воздушное пространство в Калининградском регионе. Сегодня парк полка состоит из не самых новых самолетов Су-27. Современные истребители на Балтике смогут эффективно осуществлять противовоздушную оборону, а при необходимости - наносить удары по морским и наземным целям. У этих самолетов мощный двигатель и радар, который делает его смертоносным оружием. Если Су-30СМ2 войдут в состав Балтийского флота, это существенно усилит нашу мощь в регионе.

Анатомия "Супер-Сухого"

Самолеты поставят флоту в модернизированном варианте Су-30СМ2. От базовой модели, которая уже в количестве свыше 130 штук состоит на вооружении ВКС и морской авиации, он будет отличаться новыми двигателями, обновленным радаром и авионикой, расширенным набором вооружения и импортозамещенными компонентами.

Ранее корпорация "Иркут" с 2015 года разрабатывала более простой вариант модернизации под обозначением Су-30СМ1. На нем планировалось обновить только бортовое радиоэлектронное оборудование и добавить возможность использовать высокоточные боеприпасы.

В 2018 году по поручению президента РФ стартовала программа по унификации истребителей Су-30СМ и Су-35. Она должна сблизить их характеристики и возможности, а также упростить обслуживание парка самолетов.

В варианте СМ2 предусмотрена установка более мощного авиадвигателя АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги, известного как "изделие 117С". Такое изменение радикально повысит маневренность и без того верткого самолета. По тяге он на 16% превосходит мотор АЛ-31ФП, которым оснащены обычные "тридцатки". Вдвое больше у него и ресурс, что позволит дольше эксплуатировать боевую машину и удешевить ее обслуживание.

Вслед за истребителями пятого поколения Су-30СМ2 получили новейшую многоканальную объединенную систему связи, обмена данными, навигации и опознавания (ОСНОД). Она позволяет интегрировать машину в автоматизированные системы управления и обмениваться информацией с Су-57, а впоследствии и с беспилотниками.

Для истребителя доработали радиолокационную станцию Н011-Р "Барс-Р". Ей повысили дальность обнаружения и опознания целей, а также заменили импортные компоненты. Модернизация позволит применять большее количество современных ракет, включая тяжелые противокорабельные.

Истребитель по-флотски

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и развернуть серийное производство.

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение. В последующем военное ведомство увеличило количество закупаемых машин. Сейчас "тридцатые" в базовом варианте СМ - самый многочисленный тип современных истребителей на вооружении России.

В морской авиации первыми новейшие истребители освоил личный состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота. "Тридцатки" показали себя эффективными машинами. Их пилоты не только умеют вести воздушных бой и перехватывать авиационные цели, но и топить корабли вероятного "противника" бомбами и ракетами. Осенью 2018-го года эскадрилья Су-30СМ 43-го полка в рамках маневров была за несколько часов переброшена на авиабазу Хмеймим в Сирии.

В настоящее время "тридцатки" уже пополнили авиапарки морской авиации Балтийского и Северного флотов. В 2016-м году эти истребители начали поступать на вооружение 4-го гвардейского морского штурмового и 279-го отдельного корабельного авиаполков. В декабре 2018-го года командующим МА ВМФ генерал-майор Игорь Кожин, говоря закупках Су-30СМ заявил: "Это наш базовый самолет, поэтому идет плановая замена на него практически всего парка оперативно-тактической авиации".

Закуплены "тридцатые" и другими странами - членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Несколько десятков Су-30СМ приобретены Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка