Автор: Артем Кореняко; при участии: Елена Сухорукова
Опубликовано: 27.04.2021, 09:41
 

Авиакомпании предупредили о пиковой загрузке черноморских аэропортов

Аэропорты на юге России в майские праздники и летом могут впервые оказаться полностью загруженными. Российские авиакомпании перенаправляют рейсы на черноморские курорты на фоне ограничений на полеты за рубеж


[image]

Южные аэропорты России - в первую очередь Сочи, Анапа, Геленджик и Симферополь, обслуживающие черноморские курорты, - в мае-сентябре столкнутся с высокой нагрузкой из-за возросшего количества пассажирских рейсов.

Об этом РБК сообщили собеседники в крупнейших российских авиакомпаниях и подтвердил представитель холдинга "Аэродинамика" (контролирует аэропорты Анапы, Сочи, а также Краснодара), совладельцем которого является Олег Дерипаска. Так, по его словам, аэропорт Сочи как минимум в июне-сентябре будет работать из расчета 100% нагрузки.

У туристов почти не осталось бюджетных альтернатив российскому побережью Черного моря из-за практически полного запрета на полеты в Турцию и ограничений на путешествия в другие страны на фоне пандемии COVID-19. В пятницу, 23 апреля, президенты России и Египта договорились о возобновлении полетов на египетские курорты, но вопрос о начале и количестве рейсов в Хургаду и Шарм-эш-Шейх будет решен только во второй половине мая.

Почему вырос спрос

В прошлом году из-за пандемии коронавируса перевозки российских авиакомпаний за границу упали на 76%, до 13 млн человек. В 2021 году международные перевозки продолжат сокращаться, до 9 млн человек, прогнозирует Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Сейчас россиянам можно посещать 29 стран, но на полтора месяца (с 15 апреля по 1 июня) запрещено летать по самому популярному направлению - в Турцию - из-за роста числа заболеваний коронавирусом в этой стране, за исключением Стамбула (туда два раза в неделю летает "Аэрофлот"). Рейсы в Турцию выполняли 12 российских авиакомпаний, в первом квартале 2021 года они перевезли 624 тыс. пассажиров (данные Транспортной клиринговой палаты). Но в понедельник, 26 апреля, вице-премьер Татьяна Голикова призвала туроператоров не продавать туры по этому направлению даже после 1 июня, "до тех пор пока не будет принято окончательное решение, оценивающее эпидемиологическую ситуацию в Турции".

На фоне таких ограничений авиакомпании решили увеличить число рейсов на черноморское побережье России. Например, количество рейсов "Аэрофлота" в Сочи, Краснодар и Анапу практически удвоилось по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, рассказали в пресс-службе авиакомпании. Число полетов в Ростов-на-Дону увеличилось почти на 50%, в Симферополь и Геленджик - почти на 40%. Для дополнительных полетов на юг из Москвы и регионов компания планирует задействовать почти 25% своего флота (около 50 самолетов), который простаивал из-за запрета на полеты за рубеж, говорил РБК глава "Аэрофлота" Михаил Полубояринов. С апреля были введены в расписание около половины незадействованных самолетов, а к 1 июня планируется вывести все такие воздушные суда.

В среднем в полтора раза увеличат число рейсов на юг и "Уральские авиалинии": на южные направления будут перекинуты восемь самолетов, задействованных в турецкой программе, уточнил совладелец и гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов.

В мае-сентябре Red Wings запланировала в аэропорты Сочи, Симферополя, Краснодара и Анапы на 29% больше рейсов, чем в аналогичном периоде прошлого года, отметил Александр Воробьев, пресс-секретарь компании. По его словам, в программе полетов еще возможны корректировки. Utair в июне-сентябре будет выполнять в южные аэропорты (Сочи, Краснодар, Анапу) более 230 рейсов в неделю из разных регионов России, сообщил РБК источник, близкий к этому перевозчику. В 2019 году в аналогичный период таких рейсов было около 190 в неделю. Представитель крупнейшей частной авиакомпании S7 не ответил на запрос РБК.

Сколько пассажиров примут южные аэропорты

Все южные аэропорты России в высокий сезон будут перегружены, сказал РБК источник, близкий к S7. Все аэропорты на юге уже работают на пределе своих возможностей, соглашается топ-менеджер другой авиакомпании, входящей в десятку крупнейших. "В Сочи, Симферополе, Анапе и Геленджике новые слоты согласовываются с большим трудом", - добавил он. Это подтверждает источник, близкий к Utair (эта компания заранее согласовала летнюю программу на юг России).

Запросы на рейсы для новой региональной программы от "Аэрофлота", в том числе по Сочи, пришли только в начале апреля, отмечает представитель "Аэродинамики". По его словам, между службами сочинского аэропорта и авиакомпанией велся "нормальный рабочий процесс", чтобы найти наиболее оптимальное решение по слотам, исходя из потребностей "Аэрофлота", возможностей и ресурсов аэропорта. Но в итоге для выполнения полетной программы все необходимые слоты получены, заявили в пресс-службе авиаперевозчика.

Аэропорт Сочи прогнозирует рост пассажиропотока к уровню 2020 года на 50%, говорит председатель совета директоров авиакомпании "Азимут" (базируется на юге России) Павел Удод. То есть количество клиентов может вырасти с 6,5 млн до 9,75 млн человек (прогноз "Аэродинамики" - более 9 млн). "Это серьезный скачок, справится с которым - вызов для аэропорта, потому что его инфраструктурные возможности не безграничны", - замечает Удод.

Удод считает, что проблему с загрузкой сочинского аэропорта могло бы помочь решить более активное использование для обслуживания внутренних рейсов международного сектора. "Мы уже давно используем международный сектор для внутренних рейсов", - парирует представитель "Аэродинамики". По его словам, в предстоящий высокий сезон этот аэропорт будет работать с нагрузкой в среднем порядка 40 тыс. пассажиров в сутки, максимальные пиковые нагрузки - с июня по сентябрь. Таким образом, только за четыре месяца Сочи примет 4,9 млн пассажиров.

Число туристов в аэропорту Анапы в мае-сентябре 2021 года увеличится на 11%, ожидает представитель "Аэродинамики". То есть за эти пять месяцев он может обслужить около 1,7 млн пассажиров, что сопоставимо с общим объемом туристов за 2020 год (1,8 млн). В летние месяцы на пике пропускной способности будет работать и терминал внутренних рейсов в Краснодаре (в 2020 году обслужил 3 млн пассажиров), добавляет представитель холдинга. "Аэропорт будет делать все возможное, чтобы это не отразилось на качестве обслуживания", - отметил он. Годовой прогноз "Аэродинамики" по краснодарскому аэропорту - рост на 45%, до 4,5 млн человек.

Аэропорт Симферополя (принадлежит компании "Аккорд Инвест", ее совладельцем является банк "Россия"), который в этом году открыл большинство региональных направлений не в июне, а уже в конце апреля и мае, не испытывает инфраструктурных ограничений, говорит его представитель. Его мощности рассчитаны на обслуживание более 6,5 млн человек в год. В 2020 году пассажиропоток Симферополя составил 4,63 млн человек. Прогноз на 2021 год представитель аэропорта не раскрывает. Представитель аэропорта Геленджика (принадлежит ВТБ и Таймуразу Боллоеву) также затруднился дать прогноз на текущий год, отметив, что ожидается рост. В прошлом году пассажиропоток на этом курорте вырос на 42%, до 0,5 млн человек.

Этим летом очень высокая загрузка будет во всех аэропортах России, связанных с туризмом, а в южных аэропортах она может оказаться рекордной, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В 2021 году российские авиакомпании в целом перевезут на внутренних рейсах около 70 млн человек, полагает президент АЭВТ Владимир Тасун, - это на 25% больше уровня 2020 года, но чуть ниже показателя 2019 года (73 млн человек).

Борисов предупреждает, что при достижении предела инфраструктурных возможностей в аэропортах любой сбой может привести к эффекту домино, проблемам в расписании как аэропортов, так и авиакомпаний. "Не исключено, что аэропортам придется ограничивать желания перевозчиков, исходя из инфраструктурных ограничений - пропускной способности терминалов, наличия стоянок, загруженности взлетно-посадочных полос и воздушного пространства", - отмечает он.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 апреля 2021 года | Дайджест публикаций за 27 апреля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости