Автор: Роман Барский
Опубликовано: 28.04.2021, 15:52
 

Анкара и "Мотор Сич". 50% "плюс" одна акция или 50% "минус" одна акция украинского гиганта?


[image]

Продажа 50% акций "Мотор Сич", одного из крупнейших мировых производителей двигателей для ракет, самолетов и вертолетов, турецкой компании с государственной долей в капитале обсуждалась президентами Украины Зеленским и Турции Эрдоганом в Анкаре. Об этом пишет турецкая газета Daily Sabah со ссылкой на украинские источники.

Интерес Анкары к "Мотор Сич" объяснить просто. Критически важные узлы беспилотного боевого летательного аппарата Bayraktar TB2 производимого турецкой компанией Baykar, такие как системы дистанционного управления, оптика, двигатели - закупаются за рубежом. БПЛА был оснащен канадским двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. В связи с применением БЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях в Нагорном Карабахе канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая австрийской Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей.

"Мотор Сич" уже тогда была в списке партнеров по производству двигателей для турецких беспилотников. Есть соглашение 2019 года между Укрспецэкспортом и Baykar Defence о налаживании совместного производства Bayraktar TB2 и оснащении их двигателями "Мотор Сич".

В качестве силовой установки в турецком многофункциональном БПАК Akinci используются украинские турбовинтовые двигатели АИ-450Т.

В октябре 2020 года украинский новостной сайт сообщал со ссылкой на организацию по экспорту и импорту, работающую под эгидой украинской оборонной промышленности, что Киев планирует закупить до 48 Bayraktar TB2. В отчете указывалось, что, поскольку это достаточно крупная покупка, то будут изыскиваться возможности для локализации производства на территории Украины. Особо подчеркивалось, что локализация производства также "снизит стоимость каждого комплекса до 35%".

То, что турецкий ударный вертолет тяжелого класса Atak 2 также будет использовать украинский двигатель, сообщила производственная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) в марте этого года во время прямой трансляции. Было даже заявлено, что первый полет 11-тонный вертолет T929 ATAK-II с украинским двигателем может осуществить в 2023 году.

Турции предложили 50% акций компании и, надо думать, сделка все-таки состоится. Стороны уже договорились о совместном производстве самолета Ан-188, а поскольку Турция сейчас активно развивает ВПК, то приобретение "Мотор Сич" - лишь вопрос времени.

Стоит отметить, что турецкая компания Tusas Engine Industries (TEI) длительное время ведет разработку собственных силовых агрегатов. В частности, идут работы над поршневым двигателем PD-170. Но мотор до сих пор находится в опытной стадии - хотя он и был установлен на первом прототипе тяжелого турецкого двухмоторного БЛА TAI Aksungur.

Пока же ни один создаваемый в Турции авиационный двигатель (включая самый простой поршневой PD-170) так и не доведен до серийного производства.

Украинское предприятие владеет технологией производства двигателя для дозвуковых гражданских беспилотников МС-400. Как известно, где гражданские БПЛА, там и военные, поэтому в крайнем случае украинский двигатель может лечь в основу собственной турецкой разработки. Кроме того, владение активами на территории Украины позволит Эрдогану беспрепятственно торговать с Австрией, не опасаясь санкций ЕС.

Запорожские двигатели нужны Анкаре для успешного развития самолето- и вертолетостроения. Пока все идет к тому, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Украиной будет только расширяться.

Предприятие вполне может заинтересовать турецких инвесторов. Предложение такое Украина уже сделала. Вопрос только в том, 50% "плюс" 1 акция или 50% "минус" одна акция?

Стоит напомнить, что китайская Skyrizon попала в американский список компаний, действующих в интересах армии КНР, только после получения акций запорожского завода. Именно милитарно-технологический маркер "Мотор-Сичи" стал для США определяющим.

В 2016 году китайские инвесторы приобрели 56% акций ПАО "Мотор Сич", но в 2017 году акции были заморожены в ожидании расследования Службы безопасности Украины (СБУ). В августе 2019 года китайские инвесторы подали документы о сделке на согласование в Антимонопольный комитет Украины. В том же месяце американская газета The Wall Street Journal сообщила о стремлении Вашингтона не допустить перехода завода под контроль китайцев.

29 января президент Украины Зеленский подписал указ о введении санкций в отношении китайской авиационной компании Skyrizon. Санкции Украины блокируют активы Skyrizon, ограничивают их торговые операции и не позволяют ему выводить капитал за пределы Украины в течение трех лет. Китайская сторона возбудила против Украины арбитражное дело на сумму 3,5 миллиарда долларов за блокировку акций.

Совет национальной безопасности и обороны Украины 11 марта 2021 года принял решение вернуть "Мотор Сич" в госсобственность. Президент страны подписал указ о национализации завода.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 апреля 2021 года | Дайджест публикаций за 28 апреля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости