Наука и техника
28 апреля 2021, 15:52
Анкара и "Мотор Сич". 50% "плюс" одна акция или 50% "минус" одна акция украинского гиганта?
Продажа 50% акций "Мотор Сич" турецкой компании с государственной долей в капитале обсуждалась президентами Украины Зеленским и Турции Эрдоганом в Анкаре
Интерес Анкары к "Мотор Сич" объяснить просто. Критически важные узлы беспилотного боевого летательного аппарата Bayraktar TB2 производимого турецкой компанией Baykar, такие как системы дистанционного управления, оптика, двигатели - закупаются за рубежом. БПЛА был оснащен канадским двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. В связи с применением БЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях в Нагорном Карабахе канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая австрийской Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей.
"Мотор Сич" уже тогда была в списке партнеров по производству двигателей для турецких беспилотников. Есть соглашение 2019 года между Укрспецэкспортом и Baykar Defence о налаживании совместного производства Bayraktar TB2 и оснащении их двигателями "Мотор Сич".
В качестве силовой установки в турецком многофункциональном БПАК Akinci используются украинские турбовинтовые двигатели АИ-450Т.
В октябре 2020 года украинский новостной сайт сообщал со ссылкой на организацию по экспорту и импорту, работающую под эгидой украинской оборонной промышленности, что Киев планирует закупить до 48 Bayraktar TB2. В отчете указывалось, что, поскольку это достаточно крупная покупка, то будут изыскиваться возможности для локализации производства на территории Украины. Особо подчеркивалось, что локализация производства также "снизит стоимость каждого комплекса до 35%".
То, что турецкий ударный вертолет тяжелого класса Atak 2 также будет использовать украинский двигатель, сообщила производственная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) в марте этого года во время прямой трансляции. Было даже заявлено, что первый полет 11-тонный вертолет T929 ATAK-II с украинским двигателем может осуществить в 2023 году.
Турции предложили 50% акций компании и, надо думать, сделка все-таки состоится. Стороны уже договорились о совместном производстве самолета Ан-188, а поскольку Турция сейчас активно развивает ВПК, то приобретение "Мотор Сич" - лишь вопрос времени.
Стоит отметить, что турецкая компания Tusas Engine Industries (TEI) длительное время ведет разработку собственных силовых агрегатов. В частности, идут работы над поршневым двигателем PD-170. Но мотор до сих пор находится в опытной стадии - хотя он и был установлен на первом прототипе тяжелого турецкого двухмоторного БЛА TAI Aksungur.
Пока же ни один создаваемый в Турции авиационный двигатель (включая самый простой поршневой PD-170) так и не доведен до серийного производства.
Украинское предприятие владеет технологией производства двигателя для дозвуковых гражданских беспилотников МС-400. Как известно, где гражданские БПЛА, там и военные, поэтому в крайнем случае украинский двигатель может лечь в основу собственной турецкой разработки. Кроме того, владение активами на территории Украины позволит Эрдогану беспрепятственно торговать с Австрией, не опасаясь санкций ЕС.
Запорожские двигатели нужны Анкаре для успешного развития самолето- и вертолетостроения. Пока все идет к тому, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Украиной будет только расширяться.
Предприятие вполне может заинтересовать турецких инвесторов. Предложение такое Украина уже сделала. Вопрос только в том, 50% "плюс" 1 акция или 50% "минус" одна акция?
Стоит напомнить, что китайская Skyrizon попала в американский список компаний, действующих в интересах армии КНР, только после получения акций запорожского завода. Именно милитарно-технологический маркер "Мотор-Сичи" стал для США определяющим.
В 2016 году китайские инвесторы приобрели 56% акций ПАО "Мотор Сич", но в 2017 году акции были заморожены в ожидании расследования Службы безопасности Украины (СБУ). В августе 2019 года китайские инвесторы подали документы о сделке на согласование в Антимонопольный комитет Украины. В том же месяце американская газета The Wall Street Journal сообщила о стремлении Вашингтона не допустить перехода завода под контроль китайцев.
29 января президент Украины Зеленский подписал указ о введении санкций в отношении китайской авиационной компании Skyrizon. Санкции Украины блокируют активы Skyrizon, ограничивают их торговые операции и не позволяют ему выводить капитал за пределы Украины в течение трех лет. Китайская сторона возбудила против Украины арбитражное дело на сумму 3,5 миллиарда долларов за блокировку акций.
Совет национальной безопасности и обороны Украины 11 марта 2021 года принял решение вернуть "Мотор Сич" в госсобственность. Президент страны подписал указ о национализации завода....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству