Автор: Роман Крецул, Анна Черепанова
Опубликовано: 04.05.2021, 09:38
 

Тяга к лучшему: истребители Су-30СМ получат сверхмощный апгрейд

Машины пройдут модернизацию до варианта СМ2 "Супер-Сухой"


[image]

Российские истребители Су-30СМ будут модернизированы. Они пройдут апгрейд до модификации СМ2 "Супер-Сухой". Машины получат двигатель повышенной маневренности, а также уникальные радары. Помимо этого существенно будет расширен их арсенал. В него войдут новейшие управляемые авиабомбы и ракеты. По мнению экспертов, такая модернизация заметно повысит потенциал российской боевой авиации.

Все на "двойку"

Как рассказали "Известиям" источники в военном ведомстве, принципиальное решение о модернизации парка Су-30СМ до уровня СМ2 уже принято. Планируется, что работы будут завершены до 2027 года. Под апгрейд попадут не только истребители Воздушно-космических сил, но и морской авиации. Правда, по словам собеседников издания, точное количество "тридцаток", которые пройдут модернизацию до уровня Су-30СМ2, пока не определено.

В настоящее время российское военное ведомство уже заключило контракт на поставку чуть более двух десятков Су-30 в варианте СМ2. Об этом в прошлом году сообщил глава Минобороны Сергей Шойгу. Общая стоимость заказа составит более 100 млрд рублей. Но эти машины будут выпущены с нуля. Планируется, что они пополнят парк двух морских штурмовых авиаполков, а также как минимум одной эскадрильи ВКС.

Сейчас "Сухие" тридцатой серии в базовом варианте СМ - самый многочисленный тип современных истребителей на вооружении России. В составе ВКС и морской авиации ВМФ сегодня числится около 130 машин. Су-30СМ были поставлены также вооруженным силам стран - членов ОДКБ. Несколько десятков Су-30СМ приобретены Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном.

С 2015 года отечественные инженеры стали работать над увеличением боевых возможностей, Су-30СМ. В частности, было принято решение максимально унифицировать Су-30СМ и Су-35С. Для этого началась подготовка варианта "тридцатки" с новым двигателем, а также проработка возможности установки на истребитель гораздо более мощного радара "Ирбис" вместо нынешнего "Барса". Индекс такого варианта был изменен на Су-30СМ2.

В рамках модернизации разработчики решают задачу по установке на Су-30СМ2 двигателя АЛ-41Ф-1С, которым оснащены сверхманевренные истребители Су-35С. По сравнению с нынешней силовой установкой Су-30СМ тяга у нового "движка" увеличена на 16%, до 14 500 кгс. Ресурс авиамотора повысился сразу в два раза, до 4 тыс. часов, без увеличения массы и габаритов. Оснащенный плазменной системой зажигания АЛ-41Ф-1С более экономичен, чем установленный сейчас на "тридцатку" АЛ-31ФП. С тем же количеством топлива истребитель сможет находиться в воздухе дольше. Кроме того, усовершенствована бортовая электроника, радар и оптико-локационная станция.

Также в настоящее время идет опытно-конструкторская работа, получившая обозначение "Адаптация-Су". Как ранее писали "Известия" в ее рамках Су-30СМ и Су-30СМ2 дорабатываются для применения нового оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-земля", в том числе и гиперзвукового.

- Любая модернизация самолета в первую очередь позволяет пилоту дальше видеть с помощью радиолокационного оборудования, - рассказал "Известиям" заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов. - А чем дальше видишь цель, тем быстрее можешь принять решение. Планируемая модернизация очень целесообразна. Для того чтобы тебя не сбили, ты должен далеко видеть и далеко стрелять. Именно дальний бой сейчас очень востребован.

Хит сезона

По словам экс-командующего 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, каждая модификация или тем более новый самолет имеет больше боевых возможностей по сравнению с предыдущими, в данном случае перед Су-30.

- Обновленная двигательная установка, во-первых, дает уменьшение расхода горючего, во-вторых, за счет этого при одном и том же запасе топлива увеличивается дальность полетов. Усовершенствованный радар усиливает возможности по точности определения и дальности обнаружения противника, - рассказал он.

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Ранее "Известия" сообщали, что в части ВКС поступили первые модернизированные бомбардировщики Су-34 НВО. Одно из главных новшеств в современной версии - мощная разведывательная аппаратура и система целеуказания. Это увеличивает возможности экипажа по обнаружению целей и позволяет самолету применять расширенный арсенал ударных средств. Еще одной из важнейших особенностей Су-34 НВО стала возможность использования унифицированных подвесных разведывательных контейнеров. Разработано три их варианта: оптико-электронный, радиотехнический и радиолокационный. С их помощью самолет сможет самостоятельно обнаруживать наземные, морские и воздушные цели в любую погоду на большем, чем раньше, расстоянии.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 мая 2021 года | Дайджест публикаций за 4 мая 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости