О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Занять нишу на глобальном рынке": каким будет первый российский вертолет легкого класса VRT500

На полях международной выставки HeliRussia 2021 заключен контракт на поставку первых пяти экземпляров многоцелевого легкого вертолета VRT500. Покупателем выступила транспортная компания "Русские вертолетные системы"

На полях международной выставки HeliRussia 2021 заключен контракт на поставку первых пяти экземпляров многоцелевого легкого вертолета VRT500. Покупателем выступила транспортная компания "Русские вертолетные системы". VRT500 - первое отечественное изделие в сегменте винтокрылых машин легкого класса. Вертолет выделяется самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной. Планируется, что машина будет пользоваться спросом на внутреннем рынке и завоюет большую популярность за рубежом, прежде всего в странах Персидского залива. На сегодняшний день уже достигнута договоренность о поставках 100 единиц VRT500 в ОАЭ. По прогнозам "Ростеха", до 2035 года российская машина может занять до 15% мирового рынка в своем сегменте. Залогом успеха вертолета эксперты называют его высокие летно-технические характеристики.

В подмосковном Красногорске в выставочном центре "Крокус Экспо" состоялась церемония подписания договора поставки первых легких многоцелевых российских вертолетов VRT500. До конца 2024 года пять машин будут переданы авиакомпании "Русские вертолетные системы" (РВС), сообщается на сайте предприятия.

"В рамках международной выставки HeliRussia 2021 был подписан контракт, в соответствии с которым Улан-Удэнский авиационный завод соберет и поставит компании "РВС" пять вертолетов. По условиям подписанного договора все вертолеты будут переданы российскому заказчику до конца 2024 года", - говорится в пресс-релизе РВС.

Однодвигательный VRT500 представляет собой первую российскую машину в классе легких вертолетов взлетной массой до 2 т. Разработкой этого летательного аппарата занимается молодое конструкторское бюро ООО "ВР-Технологии" (входит в холдинг "Вертолеты России"). Производство машины планируется развернуть на авиационном заводе в Улан-Удэ.

VRT500 в зависимости от модификации и комплектации способен выполнять задачи по транспортировке пассажиров, различных грузов и оборудования, проводить медико-эвакуационные работы. Предусматривается, что машина будет использоваться как аэротакси и средство передвижения полицейских подразделений, а также эксплуатироваться в сфере корпоративных и бизнес-перевозок.

Одновременно с VRT500 специалисты ООО "ВР-Технологии" реализуют проект VRT300 - гражданского беспилотника массой около 300 кг, который планируется выпускать в двух модификациях. Версия Arctic Supervision будет применяться для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики, модель Opticvision - для мониторинга и дистанционного зондирования Земли.

Маневренность и комфорт

VRT500 представляет собой вертолет с соосной схемой, где оба винта являются несущими. Как отмечают эксперты, по сравнению с классической компоновкой (с одним несущим винтом и одним хвостовым) такое конструкторское решение - технически сложное и дорогостоящее. Однако летательный аппарат, на котором реализована соосная схема, становится более компактным и приобретает лучшую маневренность, особенно на небольших высотах и в условиях плотной городской застройки.

Также преимущество соосной схемы заключено в способности вертолета или беспилотника продолжительное время зависать над одной точкой, сохраняя при этом стабильное положение. Подобное качество дополнительно повышает безопасность полетов.

"Вертолет VRT500 имеет ряд конструктивных особенностей, которые делают его, можно сказать, уникальным. В первую очередь речь идет о том, что эта машина будет иметь так называемую соосную схему винтов. То есть габаритные размеры вертолета будут невелики по сравнению с другими машинами этого сегмента из-за отсутствия длинной хвостовой балки", - пояснил в беседе с RT исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Сам разработчик отмечает, что отсутствие рулевого (хвостового) винта повышает безопасность эксплуатации VRT500 в городских условиях, где часто приходится приземляться на ограниченные и неподготовленные площадки. Помимо этого, вертолет обладает более высокой устойчивостью к порывам ветра, чем машины с классической схемой.

"Благодаря соосной схеме винтов VRT500 имеет компактные внешние габариты, что позволяет выполнять широкий круг задач", - заявил ранее в интервью РИА Новости генеральный директор "ВР-Технологии" Александр Охонько.

По словам топ-менеджера, отсутствие рулевого винта позволило освободить пространство и массу под создание самой просторной в своем классе грузопассажирской кабины.

VRT500 превратился в единственный в мире вертолет в своей категории, который оснащен задними грузовыми створками. В ряде случаев отечественная машина способна выполнять функционал, характерный для легких двухдвигательных образцов.

Детище ООО "ВР-Технологии" может с комфортом вместить до пяти человек и до 730 кг полезной нагрузки. При этом конфигурация кабины может быть разной в зависимости от модификации вертолета и конкретных предпочтений заказчика.

"Кабина дает VRT500 весьма серьезное конкурентное преимущество. В ней хорошо продумано размещение кресел и средств управления. Кабина пассажирской версии и модификации для санитарной авиации отличается очень высоким уровнем комфорта. В целом конфигурация кабины у VRT500 гибкая. Например, в транспортном варианте она позволяет при необходимости несколько увеличивать внутреннее пространство", - рассказал Пантелеев.

Летно-технические качества VRT500 позволяют развивать скорость до 250 км/ч и совершать полеты на дальность до 860 км. Взлетная масса машины составляет порядка 1600 кг.

Первые образцы российской винтокрылой машины будут оснащаться газотурбинным двигателем PW207V компании Pratt & Whitney Canada мощностью до 700 л. с. Этот силовой агрегат относится к серии P&W200, которая эксплуатируется более чем в 80 странах мира.

Как отмечают в "Вертолетах России", оснащение VRT500 канадскими моторами упростит зарубежную сертификацию вертолета и сделает его послепродажное обслуживание более доступным и оперативным.

Тем не менее в планах холдинга - оснастить машину отечественным двигателем ВК-650В разработки АО "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург). Сертификация изделия пройдет в 2023 году. В опытную эксплуатацию и серийное производство мотор пойдет в 2024 году.

Помимо VRT500, двигатель ВК-650В будет использоваться на других вертолетах с соосной схемой. В частности, этот агрегат получат многоцелевые вертолеты Ка-226Т и учебно-тренировочные машины "Ансат-У", которые находятся в парке Минобороны РФ.

В сентябре 2020 года в интервью RT заместитель главного конструктора "ОДК-Климов" Карен Малев сообщил, что разработка ВК-650В главным образом продиктована необходимостью импортозамещения. По его словам, отечественные винтокрылые машины должны обязательно иметь альтернативу оснащения российским двигателем.

По всем основным характеристикам ВК-650В будет соответствовать лучшим мировым образцам, а по ряду качеств даже их превзойдет. Как уточнил Малев, петербургский силовой агрегат будет более легким и "конкурентным по цене".

Как считают эксперты, ВК-650В в большей степени необходим для удовлетворения внутрироссийских нужд. При поставках иностранным партнерам на VRT500 чаще всего будут устанавливаться PW207V. В любом случае заказчик будет иметь возможность выбора между двумя агрегатами, что является дополнительным достоинством машины, подчеркивает собеседник RT.

Экспортный продукт

Как ожидают руководители российской вертолетной индустрии, VRT500 будет пользоваться значительным спросом за рубежом. По прогнозу "Ростеха", к 2035 году отечественная машина может занять до 15% мирового рынка в сегменте легких винтокрылых аппаратов.

Интерес к проекту уже проявляют страны Ближнего Востока. Так, компания из ОАЭ Tawazun выкупила 50% ООО "ВР-Технологии" с целью массовых закупок VRT-500 и беспилотных VRT-300. Объем сделки оценивается в €400 млн.

В ближайшей перспективе в Объединенные Арабские Эмираты будут поставлены 100 VRT-500 и аналогичное число БПЛА VRT-300 для удовлетворения нужд полиции и местных организаций.

В "Ростехе" нацелены на продвижение машины в других странах Персидского залива и Европы. В ноябре 2019 года "Вертолеты России" и шведская Rotocraft Nordic AB подписали соглашение о намерении приобрести десять единиц VRT500 в базовой конфигурации в 2023 году.

Комментируя договоренность со скандинавами, генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов выразил уверенность, что легкий российский вертолет "оценят по достоинству во многих регионах мира". Он заявил, что VRT500 является конкурентоспособным продуктом и представляет "большой интерес для зарубежных заказчиков".

Олег Пантелеев считает, что у VRT500 хорошие экспортные перспективы, особенно в странах Персидского залива. По его словам, машина изначально создавалась с акцентом на экспорт, поэтому соответствует всем общепринятым международным стандартам.

"Основным рынком сбыта для этого вертолета вряд ли будет Россия, хотя, безусловно, определенное количество этих вертолетов найдет покупателей и в РФ. Многое будет зависеть от ситуации на нашем внутреннем рынке - она в настоящее время не очень благополучная. Впрочем, все может измениться, когда VRT500 будет сертифицирован", - отметил эксперт.

Как подчеркнул Пантелеев, российский вертолет будет отличаться высокой степенью автоматизации управления. После доработки бортового радиоэлектронного оборудования, которая проводится сейчас, VRT500 сможет выполнять полеты почти в любых метеоусловиях, за исключением ограничений по видимости.

В комментарии RT авиационный эксперт Эдуард Багдасарян заявил, что "ВР-Технологии" взялись за выполнение очень сложной конструкторской задачи - практически с нуля создать конкурентоспособный на мировом рынке вертолет легкого класса.

"Если ориентироваться на заявленные летные и эксплуатационные характеристики, то они находятся на высоком мировом уровне, что гипотетически позволяет занять определенную нишу на глобальном рынке. Коллектив "ВР-Технологий" - большие молодцы. Я думаю, что они смогут разработать достойную машину, но им предстоит еще много работы, сроки по проекту могут сдвинуться. Впрочем, это вполне нормальная ситуация для новой авиатехники", - подчеркнул Багдасарян....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка