Опубликовано: 28.05.2021, 09:38
 

МС-21-300: рождение звезды


[image]

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода (ИАЗ) состоялся первый полет МС-21-300 - первого узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского лайнера, разработанного в постсоветской России. Этот самолет, способный составить конкуренцию лучшим американским и европейским образцам, с нетерпением ждали на авиасалоне в Жуковском. Когда он выполнил свой первый публичный демонстрационный полет на МАКС-2019, зрители разразились овациями. Мировая премьера нового самолета была впечатляющей: посетителям авиасалона были представлены сразу три опытных МС-21-300, один из которых принял участие в летной программе МАКС, а два других демонстрировались на статической стоянке.

Программа МС-21 стартовала в "нулевые" годы, когда в Инженерном центре им. А.С. Яковлева, являющемся основным конструкторским подразделением корпорации "Иркут", приступили к разработке нового семейства среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров. Создатели МС-21 поставили перед собой амбициозную задачу - построить самолет, который займет достойное место на мировом рынке. Это можно было сделать только создав по-настоящему инновационный продукт, обладающий характеристиками, которые позволят ему превзойти своих "одноклассников". Ключевыми направлениями инновационного поиска были выбраны передовая аэродинамика, мощная и эффективная силовая установка, соответствующая международным экологическим нормам, широкое применение композитов в силовой конструкции, новейшие системы управления, улучшенная эргономика кабины и повышенный комфорт для пассажиров.

Торжественная церемония выкатки МС-21 состоялась 8 июня 2016 года в Иркутске. После "появления на свет" нового самолета начались следующие этапы жизни проекта. Ведущие отраслевые институты дали разрешение на первый полет МС-21, цель которого - проверка работы всех систем самолета, его устойчивости и управляемости. Полет продолжительностью 30 минут, выполненный 28 мая 2017 года с аэродрома ИАЗ, прошел в штатном режиме, системы самолета отработали без сбоев. Испытания показали, что принятые конструкторами решения были верными. Дальнейшие испытания авиалайнера продолжились на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ имени А.С. Яковлева в Жуковском. Со временем к первой машине присоединились еще три летных опытных образца.

Увы, без сложностей программа создания нового самолета не обошлась. Проблемы пришли откуда не ждали: от вчерашних партнеров. В результате введения санкций поставщики композиционных материалов отказываются от сотрудничества с Россией. Но сорвать проект недоброжелателям не удалось. Возникшие трудности послужили мощным стимулом к развитию компетенций по композитам в России, хотя работы по отечественным материалам несколько затянули сроки реализации программы. Россия сумела заместить импортные материалы, создав их отечественные аналоги, всего за два года.

Без преувеличения можно сказать, что этот проект стал локомотивом для всего отечественного авиапрома. Воплощение в жизнь программы МС-21 в условиях импортозамещения потребовало глубокой модернизации производства и внедрения новейших технологий не только на Иркутском авиационном заводе, но и на других российских предприятиях - участниках проекта. Были созданы высокотехнологичные компании в области производства новейших полимерных композиционных материалов, сформирована кооперация для изготовления по новой технологии силовых конструкций крыла из композитов, проведена масштабная работа по импортозамещению целого ряда важнейших компонентов самолета, прежде всего - двигателя. Проведено комплексное внедрение цифровых технологий, охватывающих разработку, производство и эксплуатацию авиатехники. Работы над проектом МС-21 сформировали современную научно-производственную среду для дальнейшего развития гражданской авиации России.

МС-21 на МАКС

Весь авиационный мир пристально следит за ходом реализации программы МС-21, и авиасалон МАКС остается главной площадкой, на которой авиационное сообщество знакомится с основными вехами развития проекта. Презентация проекта разработки двигателя ПД-14 прошла на авиасалоне МАКС-2009. Пилотажный процедурный тренажер экипажа самолета МС-21 был впервые представлен на МАКС-2013, а в 2015 году посетители салона увидели его обновленную версию. Мировая премьера МС-21-300 состоялась на МАКС-2019 и без преувеличения стала главным событием салона. Опытный лайнер с бортовым номером "002" выполнил демонстрационные полеты, а еще две машины были показаны на статической стоянке. Один из самолетов был представлен с отделкой пассажирского салона, дающей возможность оценить высокий уровень комфорта лайнера. На МАКС-2021 будет представлено сразу четыре опытных самолета. Ожидается очередная главная премьера салона, когда в небо над Жуковским поднимется с МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.

В мае 2021 года композитное крыло из отечественных материалов доставлено на Иркутский авиационный завод. Ожидается, что МС-21 с новым композитным крылом поднимется в небо до конца этого года. Ну а мы будем с нетерпением ждать появления МС-21 с отечественным "черным" крылом в ливрее российской авиакомпании на МАКС-2023!

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «АО "Авиасалон"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 28 мая 2021 года | Дайджест публикаций за 28 мая 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости