Автор: Илья Вайсберг
Опубликовано: 01.06.2021, 11:52
 

"АНТОНОВ": 75 лет в полете!


[image]

31 мая 2021 г. - 75-летие знаменитого разработчика авиационной техники, Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Олега Константиновича Антонова (позднее - АНТК им. О.К. Антонова, в настоящее время - Государственное предприятие (ГП) "АНТОНОВ"). Именно 31 мая 1946 г. вышло Постановление Правительства СССР об образовании в Новосибирске нового ОКБ во главе с О.К. Антоновым.

Первое детище нового ОКБ - сельскохозяйственный самолет СХ-1, известный во всем мире как Ан-2, завоевал всеобщее признание. Этот самолет - единственный в мировой авиации, который строился серийно более 60 лет. С Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов марки "Ан".

Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется около двух тыс. самолетов Ан-2, в том числе в парке гражданской авиации России.

Интересен и такой факт: в конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов "Аннушки" (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г. Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на каком-то одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. "Это самолет для настоящего мужчины", - заявил он.

С 1952 г. деятельность ОКБ связана с Киевом, где пришлось практически с нуля создавать производственную базу и формировать коллектив, основу которого многие годы составляли выпускники Харьковского авиационного института. В этот период был создан первый советский транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями Ан-8, который стал посылом к проектированию более тяжелых машин: пассажирского Ан-10 и грузового Ан-12, который эксплуатируется и в настоящее время.

В высокой надежности и эксплуатационной технологичности Ан-12 убедился и автор этой статьи, принимавший участие в его техническом обслуживании в период работы в Авиационно-технической базе (АТБ) в аэропорту Домодедово.

Важная веха для антоновского ОКБ - создание самолета для местных воздушных линий Ан-24 (грузовая модификация - Ан-26, специальная модификация для аэрофотосъемки - Ан-30). Долгие годы Ан-24 был основным авиаперевозчиком в своей нише в СССР и многих зарубежных странах. В производстве Ан-24 впервые использовались клеесварные соединения элементов конструкции, разработанные совместно с институтом им. Е.О. Патона.

Следует отметить, что антоновские самолеты, прежде всего Ан-24, Ан-26, позднее Ан-32, были широко востребованы у зарубежных заказчиков. Об этом говорит тот факт, что по контрактам Внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт" инозаказчикам было поставлено более 1300 самолетов "Ан".

Антоновская фирма широко известна в мире, прежде всего, созданием уникальных транспортных самолетов. В феврале 1965 г. совершил первый полет знаменитый Ан-22 "Антей" - по сути, первый широкофюзеляжный самолет в мире. По словам британской газеты "Таймс", "… благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года".

Особая гордость ОКБ - создание транспортных гигантов "Руслан" и "Мрия". Тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 "Руслан" (последнее детище, созданное под непосредственным руководством генерального конструктора О.К. Антонова) и сегодня является лидером мировой авиации при перевозке сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния. На его базе был создан уникальный супергигант Ан-225 "Мрия", установивший около 300 мировых рекордов, в том числе по перевозке самого тяжелого груза массой 253 т.

"Руслан" и "Мрия" в составе авиакомпании "Авиалинии Антонова" эффективно себя проявили и в период пандемии 2020-2021 гг., доставляя гуманитарные грузы и медицинское оборудование в различные регионы мира.

В начале XXI века деятельность антоновской фирмы связана с реализацией программы семейства региональных самолетов Ан-148/Ан-158, которые выпускались на авиазаводах в Воронеже и Киеве. Ряд самолетов этого семейства летают за рубежом, в том числе Ан-158 на Кубе.

В свое время в журнале "АвиаСоюз" неоднократно публиковались материалы о перспективном военно-транспортном самолете Ан-70, который часто называли российско-украинским. В его создание, испытания и освоение производства было вложено немало средств обеих стран. Ан-70 с успехом демонстрировался на ведущих авиасалонах мира и явно переигрывал своего европейского конкурента А400. Но … не сложилась судьба самолета в эпоху политических и экономических катаклизмов. А жаль!

В настоящее время деятельность ГП "АНТОНОВ" направлена, прежде всего, на реализацию программы серийного производства нового среднего военно-транспортного самолета Ан-178, созданного на базе пассажирского Ан-158. При разработке Ан-178 учтены как требования коммерческих авиакомпаний, так и запросы военных эксплуатантов. Ан-178 должен заменить на более высоком техническом уровне средний четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет Ан-12.

Ан-178 во многом унифицирован с Ан-158, оснащен двумя запорожскими турбовентиляторными двигателями Д-436-148М. Масса его полезной нагрузки - 15-18 т, скорость - 825 км/час. Дальность - 5500 км при загрузке 5 т, 1000-2000 км - при загрузке 15-18 т.

Сегодня на серийном заводе ГП "АНТОНОВ" на различных производственных этапах находятся несколько самолетов Ан-178 для украинского заказчика. К юбилею предприятия к концу мая должна быть завершена сборка фюзеляжа первого серийного Ан-178.

В настоящее время на предприятии также выполняется ремонт и модернизация тяжелых транспортных самолетов "Руслан" с установкой на них современного бортового оборудования.

Символично, что 23 мая 2021 г., за несколько дней до юбилея предприятия, исполнилось бы 90 лет ученику и преемнику Олега Константиновича Антонова - генеральному конструктору Петру Васильевичу Балабуеву. Он возглавлял антоновскую фирму более 20 лет в самый сложный период в 1984-2005 гг. Под его руководством создавались самолеты Ан-225 "Мрия", Ан-74, Ан-140, Ан-70, семейство самолетов Ан-148/158. Именно Петр Васильевич еще в позднесоветское время стал инициатором и организатором создания авиакомпании "Авиалинии Антонова". Большая востребованность в мире и эффективная деятельность в значительной мере обеспечивает стабильную работу Государственного предприятия "АНТОНОВ".

В заключение несколько цифр, отражающих итоги 75-летней деятельности антоновской фирмы, ее место в мировом авиационном сообществе. Создано более 100 типов и модификаций самолетов "Ан", изготовлено свыше 22 тыс. самолетов, несколько тысяч из них и сегодня эксплуатируются во многих странах мира.

Хотел бы пожелать прославленному антоновскому коллективу, у которого в 75-летней истории немало ярких побед и свершений, успехов в создании новых самолетов "Ан"!

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 июня 2021 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости