Автор: Сергей Мороз
Опубликовано: 04.06.2021, 11:56
 

Многоцелевой высотный самолет Як-25РВ


Самолет Як-25РВ - вполне удачный эксперимент по достижению больших высот за счет установки на обычный перехватчик прямого крыла большого удлинения вместо обычного стреловидного с удлинением малым.

Для штурма звукового барьера и выхода в стратосферу пришлось менять аэродинамику и силовую установку самолетов. Рост стреловидности крыльев и снижение их относительного удлинения (отношения квадрата размаха к площади) уменьшали сопротивление на больших числах Маха. А форсаж (дожигание топлива за турбиной) не только исключал падение тяги турбореактивного двигателя на больших скоростях и высотах, но и увеличивал ее. Но у любой медали есть и оборотная сторона…

Такое изменение геометрии вело к падению подъемной силы, особенно на больших высотах и малых скоростях и для дальнейшего подъема приходилось увеличивать крейсерскую скорость, тягу и расход топлива, жертвуя дальностью. Но даже так пока не получалось подняться выше 18 км.

Но осенью 1957 г. над советской Средней Азией был замечен разведчик противника, шедший на высоте свыше 20 км. Пилот МиГ-19 доложил, что достигнув своего потолка, увидел гораздо выше себя похожий на планер самолет с длинным прямым крылом. Главком ПВО маршал Савицкий заявил, что таких самолетов нет, но он ошибался - это был Локхид U-2. В том же году руководитель ОКБ-115 А.С. Яковлев начал проектирование высотного разведчика с таким крылом на базе перехватчика Як-25. Эта его инициатива была вызвана скорее желанием изучить вопрос сверхвысотных полетов, чем немедленно "дать ответ американцам".

В отличие от США, Советский Союз не совершал разведывательных полетов над другими странами, а нуждался в защите от "непрошенных гостей". В то время вероятный противник начал массовую засылку автоматических дрейфующих аэростатов - АДА. Двигаясь в устойчивых воздушных потоках на высоте около 20 км, они проходили всю территорию СССР, собирая шпионские сведения. Для реактивного перехватчика АДА был целью очень сложной.

Согласно вышедшему в 1958 г. Постановлению Совмина СССР высотный самолет Як-25РВ предназначался для всех видов воздушной разведки в военное время, а в мирное служил для тренировки и испытаний средств ПВО и для перехвата АДА, имея дальность 2500 км на высоте 20 км. Уменьшением удлинения крыла с 4,15 до 3,94 можно было достичь числа М=1,7 и высоты 16 км, а вот рост удлинения до 10 единиц задачу высотности решал.

Первый полет на опытном самолете Як-25РВ выполнил В.П. Смирнов. Требования ВВС были перевыполнены, удалось установить рекорды высоты и дальности полета. До 18500-19500 м полет затруднений не вызывал, но далее пилотирование требовало повышенного внимания. При превышении скорости начинались сильные вибрации планера, а при снижении ее ниже минимальной - раскачка по крену. Допустимый диапазон скоростей был 10 км/ч, его требовалось держать вручную. Выше 19600…20100 м длительного установившегося полета добиться не удалось из-за самовыключения двигателей.

В августе 1961 г. испытания были закончены. Самолет, который вначале рассматривался как чисто экспериментальный, был принят на вооружение, и ОКБ-115 должно было установить недостающее оборудование для слепых полетов и улучшить работу скафандра СИ-3.

В том же году первый серийный Як-25РВ был сдан авиазаводом №99 в Улан-Удэ. Помимо базового варианта там строились пилотируемые и беспилотные самолеты-мишени Як-25РВ-I и PB-II - их значение для развития авиационных и ракетных средств ПВО было даже больше, чем появление в ВВС СССР высотного разведчика. С помощью этих самолетов конструкторы научились делать, а строевики - применять сверхзвуковые перехватчики и зенитные ракетные комплексы, которые надежно закрыли наше небо для таких нарушителей, как Локхид U-2.

Такие самолеты, в частности, были в 99-м Гвардейском Забайкальском отдельном авиаполку - хотя он именовался разведывательным, но обеспечивал работу полигона ПВО на Балхаше. Разведчики Як-25РВ базировались, например, в Восточной Германии и в Польше, но и там использовались в основном как самолеты-цели для тактических перехватов, в которых оружие не применялось. Они не летали над сопредельными странами, по крайней мере, авиации НАТО ни разу не удалось такой самолет засечь. В западной прессе сообщалось о полетах Як-25РВ над Пакистаном, Индией и Китаем, но вполне возможно, это была ложная информация для прикрытия действий американских U-2 с территории Ирана и того же Пакистана.

Многие строевые машины были переоборудованы в радиационные разведчики Як-25РР и РРВ со спецоборудованием в контейнерах. Они следили за воздействием наших ядерных испытаний на природу и наблюдали за чужими атомными взрывами, не нарушая границ. А вот перехватчик аэростатов Як-25ПА так и остался в проекте.

Завод №99 построил 155 самолетов Як-25РВ, которые служили более 15 лет до поступления на вооружение МиГ-25 и мишеней на базе крылатых ракет - так из экспериментальной машины получился неплохой боевой самолет.

ТТХ самолета Як-25РВ-I (II)

Двигатели: 2 Р11В-300 взлетной тягой по 3900 кгс. Вес пустой 6175 (6285) кг, взлетный 9800 (9835) кг. Скорость макс. 870 км/ч на 20 км. Потолок 19600 (20500) м. Дальность на высоте 20 км 3000 км (РВ-II). Размах крыла 23,5 м, площадь 55 м2. Длина 15,93 м. Экипаж - 1 чел.

 

Дайджест прессы за 4 июня 2021 года | Дайджест публикаций за 4 июня 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости