О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На замену "Кукурузнику": ЛМС-901 взлетит в этом году

Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" может начать летные испытания уже в этом году, а производитель заключил первые "мягкие" контракты

Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" может начать летные испытания уже в этом году, а производитель заключил первые "мягкие" контракты. О ходе работ над заменой легендарному "Кукурузнику" Ан-2 рассказал главный конструктор "Байкала" в журнале "Эксперт".

Долгожданная замена

В 2017 году Научно-исследовательский институт Гражданской авиации опубликовал отчет, согласно которому, в гражданский флот РФ насчитывает 227 самолетов Ан-2. К этому времени почти 90% задач малой авиации выполняют "Кукурузники". Между тем, первый Ан-2 поднялся в небо в 1947 году - несмотря на свои преимущества, морально устаревшая машина давно требует замены.


Поэтому Минпромторг инициировал в конце 2010-х конкурс на разработку легкого многоцелевого самолета пассажировместимостью в 9 человек. В сентябре 2019 года победителем конкурса стал Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), а в октябре "Байкал-Инжиниринг" (дочерняя компания УЗГА) заключила первый контракт с министерством, что стало началом создания ЛМС-901.

Штрихи к проекту

Создатели "Байкала" считают, что их детище улучшит транспортную доступность российских регионов. Также самолет сможет использоваться как в традиционных сферах применения ГА (грузоперевозки, спасательные задачи, сельское хозяйство), так и в перспективных - для обеспечения внутреннего туризма.

Для этих целей производитель планирует обеспечить массовое производство. "Мы делаем все для того, чтобы самолет стал массовым и выпускался от 40 до 50 единиц в год", - отметил главный конструктор Вадим Демин. По его словам, "Байкал" соответствует уровню надежности и универсальности Ан-2, но обладает меньшими габаритами, большей скоростью, и возможностью дольше летать без дозаправки.

Так, крейсерская скорость турбовинтового самолета достигает 300 кмч, что почти вдвое больше, чем у Ан-2 (180 кмч), а дальность полета выше втрое - 3000 км против 990 км. Правда, это потребовало более компактного фюзеляжа - "Байкал" может вместить только 9 пассажиров (вместо 12 в "Кукурузнике"). Высота салона ЛМС-901 на 15 см ниже, чем в Ан-2 - 1,65 метра. По требованиям Минпромторга, самолет должен обладать дальностью полета не менее 1500 км с нагрузкой в 2 тонны.

В разработке самолет принимали участие сотрудники и студенты Московского авиационного института (МАИ). Среди прочего, они создавали математические модели, и работали над опытным образцом планера. Ключевую роль в создании ЛМС-901 играло конструкторское бюро ОСКБЭС МАИ - еще с 1990-х сотрудники КБ экспериментального самолетостроения создали ряд образцов легких самолетов.

Аванпроект "Байкала" прошел экспертизу в профильных авиационных НИИ - представители разработчика отметили, что тесты подтвердили правильность выбранной схемы, и высокие аэродинамические качества. Первый полет ЛМС-901 должен состояться в этом году, но точная дата летных испытаний пока неизвестна.

Первые партии машины получат американские двигатели General Electric H800-200, но к 2024 году их планируют заменить российскими ВК-800С. При этом, изначально "Байкал" проектировался с учетом использования российских материалов. Российский турбовинтовой двигатель с 2018 года проходит стендовые испытания. Агрегат массой в 140 кг развивает взлетную мощность в 800 л.с., и крейсерскую - в 450 л.с.

По требованиям "Минпромторга", стоимость одного самолета не должна превышать 120 млн рублей, а летный час должен обходиться меньше 30 тыс. рублей. Это в два-три раза дешевле эксплуатации зарубежных легких самолетов. К примеру, час полета на Cessna 208 обходится в 78 тыс., а Pilatus PC-6 потребует уже 89 тыс. рублей.

Стоит отметить, что ЛМС-901 изначально задумывался как двухдвигательный самолет, но экономические требования привели к одномоторной компоновке. В перспективе это компенсирует установка парашютной спасательной системы, которая сможет приземлить самолет при отказе двигателя. По словам Вадима Демина, такие разработки уже готовы к применению на серийных самолетах.

Перспективы

В "Байкал-Инжиниринг" отметили, что срок реализации проекта затянулся на 3,5 месяца. К этому привели как ограничения, связанные с пандемией, так и сложности с поставками материалов. В частности, мелкие заказы на материалы не являются приоритетными для производителя, поэтому самолетостроителям приходилось ждать.
Несмотря на это, разработчик уже заключил "мягкие" контракты (лишенные жестких обязательств) на поставку десяти самолетов "Байкал". В дальнейшем производитель планирует нарастить портфель заказов до 100 самолетов. Опытный образец ЛИМ-901 покажут в конце июля на Международном Авиационно-Космическом Салоне (МАКС), где производители надеются заключить новые соглашения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка