Автор: Марина Ледяева
Опубликовано: 08.06.2021, 12:30
 

Аэропорт в чистом поле

Смогут ли авиаплощадки Севера выполнить новые требования безопасности


[image]

В конце мая распоряжением правительства РФ 44 малых аэродрома страны были закрыты для обслуживания воздушных судов. Это встревожило многих жителей отдаленных районов Архангельской области и Ненецкого округа, где находится большинство объектов, перечисленных в документе. Причем до некоторых деревень из списка порой можно добраться только самолетом.

В министерстве транспорта Поморья сразу успокоили северян: все воздушные гавани глубинки продолжают работать в штатном режиме, поскольку фактически они давно уже не аэродромы, а посадочные площадки.

- Решение федерального центра закрепляет уже произошедшую смену статуса. На перевозках пассажиров и работе воздушных судов это никак не отразится. Более того, летом число регулярных рейсов на ряде направлений увеличивается, - сообщил представитель минтранса Архангельской области Сергей Казаков.

В регионе только две воздушные гавани внесены в государственный реестр гражданских аэродромов и вертодромов - главный аэропорт Архангельск и Васьково, где базируется малая авиация. Кроме того, в Поморье работают 24 взлетно-посадочные площадки. Многие из них утратили статус аэродромов в 2015 году по решению оператора - 2-го Архангельского объединенного авиаотряда. В основном это инфраструктура местных воздушных линий в отдаленных деревнях и селах на побережье Белого моря - Летней Золотице, Лопшеньге, Пертоминске и других. Автомобильных дорог туда нет, добраться можно только морем или по воздуху.

- Уже более пяти лет в этих населенных пунктах действуют посадочные площадки, работу которых регламентируют Федеральные авиационные правила. Если бы они остались в прежнем статусе, их пришлось бы приводить в соответствие с требованиями, которые предъявляются к большим аэропортам, а это проблематично, - пояснили в авиаотряде.

В Ненецком округе осталось три официальных аэродрома - Нарьян-Мар, Амдерма и Варандей. В 2015 году в НАО также перевели в статус посадочных площадок аэродромы класса Е - самой низкой категории по классификации советского времени. Причина та же - высокие требования.

Вскоре после выхода майского распоряжения правительства с разъяснением выступила Росавиация. Ведомство подтвердило, что перевод аэродромов в категорию площадок не приведет к сокращению рейсов и пассажиропотока. Статус изменен по инициативе самих операторов аэропортов для уменьшения финансовой нагрузки на них, поскольку содержать площадку дешевле. Кроме того, возле нее не надо устанавливать приаэродромную территорию, на которой строго регламентируется любая деятельность.

Но говорить о том, что малые аэропорты решили все свои проблемы, было бы неправильно. В октябре 2021 года вступают в силу новые требования авиационной безопасности к объектам инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе к посадочным площадкам и вертодромам. Предполагается, что они должны быть оборудованы практически так же, как аэропорты крупных городов. По оценкам экспертов, на модернизацию и наем новых сотрудников потребуются немалые средства - до 50 миллионов рублей для одного объекта.

В Поморье всего семь авиаплощадок имеют твердое покрытие, у остальных оно грунтовое. Большинство сельских аэропортов представляют собой просто чистое поле, которое обслуживает один человек.

По новым требованиям на таких площадках надо организовать контроль доступа, досмотр пассажиров и багажа, видеонаблюдение с возможностью хранения и передачи данных, а также патрулирование территории. Понадобятся дополнительные помещения и специально оснащенные группы быстрого реагирования.

Во многих отдаленных северных селах, где расположены авиаплощадки, нет даже интернета и мобильной связи. К примеру, в Летней Золотице может по два-три дня отсутствовать электричество. Связь - только спутниковая. По мнению сотрудников, это необходимо учитывать при организации работы малых аэропортов.

- Практика показывает, что действующих мер безопасности для сельских посадочных площадок вполне достаточно, - отмечает депутат Госдумы от НАО Сергей Коткин. - На то, чтобы оборудовать площадку в отдаленном селе, нет ни средств, ни кадров.

Ряд местных авиакомпаний и других представителей регионов выступили за смягчение требований безопасности к сельским объектам воздушного транспорта. По информации Минтранса РФ, требования к таким площадкам до октября будут пересмотрены.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 июня 2021 года | Дайджест публикаций за 8 июня 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости