О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

История первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

В преддверии юбилея Международного аэропорта Внуково мы продолжаем рассказывать о знаковых датах, связанных с развитием российской авиационной промышленности

В преддверии юбилея Международного аэропорта Внуково мы продолжаем рассказывать о знаковых датах, связанных с развитием российской авиационной промышленности.

17 июня 1955 года состоялся первый полет самолета Ту-104, создание и освоение которого стали важным этапом в истории мировой авиации.

Незадолго до этого знаменательного дня, в первой половине 1954 года, конструкторское бюро, возглавляемое выдающимся авиаконструктором А.Н. Туполевым, Министерство авиационной промышленности СССР и Главное управление гражданского воздушного флота подготовили предложение о строительстве первого пассажирского реактивного самолета Ту-104. Вскоре КБ А.Н. Туполева приступило к его созданию.

Решением коллегии ГУГВФ базой освоения реактивной техники был определен аэропорт Внуково. Испытания прошли успешно, и уже год спустя авиалайнер был запущен в серийное производство и начал использоваться на регулярных рейсах.

В начале 1950-х годов основными пассажирскими самолетами в СССР были Ил-12 и Ил-14. Появление первого реактивного самолета в нашей стране стало огромным шагом в новую эру воздушных перевозок. Основные технические характеристики Ту-104 по сравнению с поршневым самолетом Ил-14 были улучшены сразу в несколько раз. Самолет со взлетной массой в 76 тонн поражал изяществом аэродинамической формы. Два мощных двигателя, каждый из которых имел тягу 9700 килограммов, позволяли стремительно набирать высоту 10 тысяч метров и более.

При создании самолета особое внимание было уделено обеспечению безопасности полетов и комфорту пассажиров. Благодаря герметичности кабины в полете поддерживалась постоянная температура, а также давление и влажность воздуха, привычные на земле. Бортовой обзорный локатор обеспечивал экипажу выбор наиболее благоприятного и безопасного маршрута в зоне грозовой деятельности.

Значительные изменения в организации перевозок в связи с подготовкой к эксплуатации самолетов Ту-104 произошли и в других наземных службах аэропорта Внуково. Увеличение пассажиров на рейс привело к новой форме их регистрации - выделению нескольких стоек. Посадка пассажиров в салон производилась по специально сконструированным подвижным, а в последующем по самоходным трапам.

Всеобщее признание и авторитет новый советский воздушный лайнер завоевал очень быстро. Первоначально Ту-104 курсировал на четырех внутренних воздушных линиях и на двух международных трассах.

В мировой летописи развития реактивной техники навсегда останется блестящий полет самолета Ту-104 из Внуково в Нью-Йорк, выполненный в сентябре 1957 года. Этим рейсом была подтверждена возможность открытия "реактивных" трасс из Европы в Америку в интересах сближения государств. Вскоре из аэропорта Внуково были открыты новые воздушные коридоры на самолете Ту-104 в Лондон, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, на Кипр и в другие города и страны мира.

Внедрение в эксплуатацию самолета Ту-104, начало которому положил коллектив Внуково, во многом утвердило авторитет гражданской авиации нашей страны в мировом авиационном сообществе.

Самолет отработал во славу 30 лет. Осенью 1986 года Ту-104 с номером 42322 совершил свой заключительный полет и встал на вечную стоянку в музее гражданской авиации. Долголетие авиалайнера - яркое доказательство его выдающихся достоинств.

Воздавая должное пионеру реактивной эры, в 1976 году на привокзальной площади аэропорта Внуково был установлен самолет-памятник Ту-104. В конце апреля 2005 года монумент был демонтирован и отправлен на реставрацию на Внуковский авиаремонтный завод. В 2006 году в честь 50-летия начала эксплуатации Ту-104 состоялось возвращение памятника. "Новый" самолет был установлен в 1,5 километрах от места предыдущего монумента, на внуковской автомобильной развязке Киевского шоссе, на высокий тройной постамент, таким образом, чтобы при въезде и выезде из аэропорта Внуково легендарный авиалайнер попадал в поле зрения всех проезжающих.

В следующих наших публикациях мы продолжим знакомить Вас со знаковыми датами, связанными с историей авиационной промышленности нашей страны. Помимо Ту-104 из Международного аэропорта Внуково совершили свои первые пассажирские рейсы самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204 и Ту-204-300.

Международный аэропорт Внуково - один из крупнейших авиатранспортных комплексов России. Ежегодно в аэропорту обслуживается около 200 тыс. рейсов российских и зарубежных авиакомпаний. Маршрутная сеть аэропорта охватывает всю территорию России, а также страны ближнего зарубежья, Европы, Америки, Азии и Африки. Международный аэропорт Внуково в 2019 году побил исторический рекорд и обслужил свыше 24 млн пассажиров, что на 11,7% или 2,5 млн пассажиров больше, чем в 2018 году.

Аэровокзальный комплекс Внуково общей площадью около 300 тыс. кв. м способен обеспечить пропускную способность до 35 млн пассажиров в год.

Международный аэропорт Внуково, единственный среди аэропортов России, имеет Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина за достигнутые трудовые успехи и высокие показатели в профессиональной деятельности.

Кроме того, аэропорт Внуково три года подряд был признан лучшим аэропортом в высшей категории "Международный аэропорт" национальной премии "Воздушные ворота России", а также стал победителем в номинации "Лучший аэропорт: противостояние вызовам 2020" в рамках Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Международный аэропорт "Внуково"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка