Опубликовано: 17.06.2021, 19:19
 

Вторая жизнь. Зачем старые и новые самолеты переделывают в беспилотники


[image]

Китайский транспортный беспилотник FH-98, переделанный советский самолет Ан-2 ("Кукурузник"), - показал автоматическое парашютное десантирование груза. АиФ.ru разбирался, какие самолеты переоборудуют в беспилотники и где они используются. Те же Ан-2 применялись азербайджанской армией во время войны в Карабахе как ложные цели, а российский истребитель пятого Су-57 планируют использовать вместе с роем беспилотников, а также сделать его полностью автономным.

Сбросили лишнее

Китайский транспортный беспилотник FH-98 в автоматическом режиме сбросил груз весом 500 килограммов на дальность свыше 500 километров. Моделировалась ситуация, когда солдатам на земле необходимо было получить запасы продовольствия и боеприпасы. Эксперимент прошел удачно, контейнер с грузом опустился на землю без повреждений.

Таким образом, китайский FH-98 - крупнейший транспортный беспилотник в мире. Он создан на базе многоцелевого биплана Y-5B, который, в свою очередь, представляет собой копию советского самолета Ан-2, известного под именем "Кукурузник", или "Аннушка". Вообще, этому самолету есть чем похвастаться - он производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 70 лет. Не удивительно, что ему ищут новые применения.

Дроны - смертники

Судя по всему, переделка "Кукурузника" - своеобразный тренд. Осенью прошлого года стало известно, что азербайджанские военные могут дорабатывать имеющиеся в их распоряжении самолеты Ан-2, чтобы превращать их в беспилотное оружие. Для этого Ан-2 загружают дополнительным горючим и взрывчаткой и отправляют "на таран" позиций противника. Для этого, по некоторым сведениям, старые самолеты оснащают приводами управления и простейшим автопилотом, использующим спутниковую навигацию, в результате чего такой аппарат может лететь по запрограммированному маршруту и атаковать стационарные цели.

С одной стороны, такие механические камикадзе имеют высокую разрушительную силу, с другой стороны они довольно крупные и медленные, поэтому их легко сбить. Что ж, собьют и собьют - и техника утилизуется, и люди не погибнут. Зато система ПВО противника обнаружит себя, потратит боеприпасы. Сплошная выгода.

Кстати, В СССР в радиоуправляемые мишени массово переделывали снимаемые с вооружения истребители МиГ-15 и МиГ-21. Это буквально были самолеты на радиоуправлении, разве что пульт был в руках военных, а не ребенка.

Однако почему же самолеты Ан-2 нельзя использовать по прямому назначению? Ответ прост - ресурс большинства машин давно исчерпан. Эксплуатировать их небезопасно для пилотов.

Вместе веселее

Однако, кажется, беспилотность стала трендом и для новой техники. Например, российский истребитель пятого поколения Су-57 может быть модернизирован до боевого беспилотника. По мнению экспертов, технические решения, реализованные в Су-57, действительно помогут разработать сверхзвуковой ударный БПЛА. С другой стороны, Су-57 имеет слишком большие габариты, чтобы "перевоплотиться" в беспилотник. К тому же БПЛА во всем мире принято создавать с нуля.

Зато, согласно сообщениям военного ведомства, Су-57 благодаря доработке сможет управлять группой малых беспилотников - их самолет будет нести на внутренней и внешней подвеске. В отсек внутри фюзеляжа одного истребителя поместится свыше десяти беспилотников, - как разведывательных, так и ударных, в том числе, - предназначенных для радиоэлектронной борьбы. Все аппараты смогут сообщаться между собой и с бортовой системой самолета-носителя.

Во время боя Су-57 сможет сбросить целую группу различных беспилотников, к примеру, перед попаданием в зону действия ПВО противника. Аппараты займутся созданием помех для радаров, будут перегружать их ложными целями и атаковать вражеские зенитные системы. Итогом станет совместная работа пилотируемого и беспилотных летательных аппаратов. Сообщается, что разработка соответствующего бортового оборудования и программного обеспечения уже ведется. Параллельно готовится стенд для отработки взаимодействия всех летательных аппаратов между собой в режиме реального времени с применением полунатурного моделирования.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 июня 2021 года | Дайджест публикаций за 17 июня 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости