О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадебоширы не спрячутся от российского правосудия в других странах

Российские авиаперевозчики смогут разбираться с буйными пассажирами по нормам отечественного права вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован их самолет

Российские авиаперевозчики смогут разбираться с буйными пассажирами по нормам отечественного права вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован их самолет. Это позволяет протокол с поправками в Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Закон о присоединении России к этому документу вступает в силу 22 июня.

Сама Конвенция была подписана в 1963 году в Токио, в 1988 году к ней присоединился СССР. Она определяет порядок действий экипажа в случае, если во время полета пассажир совершит уголовное преступление или какое-то действие, угрожающее безопасности самолета, других людей или имущества. Также документ затрагивает случаи, когда пассажиры просто нарушают общий порядок и дисциплину на борту.

До этого Конвенция предполагала, что преступления на борту самолета относятся к юрисдикции той страны, где он зарегистрирован (государство регистрации). Поправки к ней позволят привлекать к ответственности буйных пассажиров также странам, в которых самолет совершает посадку либо в которых базируется сама авиакомпания (эксплуатант). При этом государство посадки будет обязано учитывать, считаются ли действия пассажира преступлением в государстве эксплуатанта.

Большинство импортных самолетов, которые используют российские авиакомпании, взяты в лизинг за рубежом. Как правило, такие суда внесены в реестры этих стран. Весной этого года Росавиация поднимала вопрос о перерегистрации самолетов в России, хотя это было связано с техническими вопросами: за летную годность судов отвечает как раз государство регистрации.

Практическую пользу от поправок к Конвенции, к которым присоединилась Россия, разъяснил первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Юрий Олейников во время рассмотрения законопроекта в Госдуме 25 мая этого года. В пример он привел инцидент с россиянином Сергеем Кабаловым, который устроит пьяный дебош и избил проводника на борту самолета "Когалымавиа" в 2013 году. Рейс следовал из Москвы в Хургаду, и после посадки полиция Египта почти сразу отпустила россиянина, не проведя никаких следственных действий. Дебошир скрывался от российского правосудия в разных странах, в итоге его задержали в Белоруссии. Протокол о поправках закроет этот правовой пробел.

"Речь идет и о возможном аресте, и о последующем взыскании ущерба. Это существенно расширяет возможности по поддержанию должного порядка и дисциплины на борту самолетов гражданской авиации", - резюмировал Олейников.

Поправки к Конвенции также уточняют виды запрещенного поведения на борту самолета. К ним теперь относятся нападение на членов экипажа или угроза таких действий, а также отказ пассажира следовать законным указаниям командира воздушного судна.

Кроме того, уточняются критерии, по которым самолет считается находящимся в полете. Ранее полет наступал с момента включения двигателей для взлета и до окончания пробега при посадке. В новой версии Конвенции время полета начинается с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна и до момента открытия любой из них для выгрузки. При вынужденной посадке самолет считается находящимся в полете до тех пор, пока компетентные органы не примут на себя ответственность за воздушное судно.

Напомним, в июне 2018 года в России вступил в силу закон, позволяющий авиакомпания вести "черные списки" авиадебоширов. В него могут включить нашумевшего гражданина только на основании постановления суда по административному или уголовному делу. Участнику такого списка могут отказать в перевозке, если только он не летит на лечение или похороны. Спустя год человека исключают из "черного списка".

Как отмечал Юрий Олейников, в 2019 году было зафиксировано свыше десяти тысяч случаев противоправного поведения в самолетах. В 2020 году их число сократилось на треть - разумеется, не в последнюю очередь это связано с ограничениями полетов из-за эпидемии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка