Автор: Анатолий Журин
Опубликовано: 25.06.2021, 08:01
 

Почему упал в море Ту-154

Дело о сочинской авиакатастрофе дошло до Европейского суда по правам человека


[image]

Родственники погибших в декабре 2016-го в сочинской катастрофе Ту-154 обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По словам их адвоката Игоря Трунова, заявители считают необоснованным прекращение уголовного дела об авиакатастрофе, так как никто из ответственных лиц не привлечен к ответственности, а причины гибели людей так и не установлены.

Прежде родственники обращались в Мещанский суд Москвы с иском к Министерству обороны РФ, страховой компании "Согаз" и перестраховочной компании "Амлин". Суд отказал в выплате 2 млрд рублей, требуемых истцами в связи с недоплаченными страховыми премиями, причинением материального и морального вреда.

Напомним, что в числе находившихся на борту самолета 92 человек были 64 артиста знаменитого Ансамбля имени Александрова во главе с художественным руководителем Валерием Халиловым. Первый звонок из "Труда" его брату, тоже военному дирижеру Александру.

- Ничего не могу сказать по этому поводу, - кратко ответил тот. - Ведь брата уже не вернешь ни за какие деньги...
Примерно та же реакция и у вдовы одного из погибших журналистов: "Это останется тайной навсегда, как перевал Дятлова. Печально, что свернули расследование, слишком быстро прошли опознания и похороны. Я даже на ту могилу не хочу ездить: там нет его, нет! Когда я чувствую, как снова схватывает сердце боль утраты, то иду в церковь".

- Значит, не все родственники решили обращаться в ЕСПЧ? - этот вопрос "Труд" адресовал уже адвокату.

- Родственников в погонах, насколько мне известно, настоятельно просили не делать этого, а некоторых несогласных даже уволили, - утверждает Игорь Трунов. - Но ведь люди просто надеялись на справедливость, исходя из того, что страхование в таких случаях должно быть автоматическим. Произошло бы это сразу, никто бы не судился. Речь идет не о выбивании денег, а о восстановлении справедливости. О чем говорить, если людям даже не стали объяснять, почему закрыто уголовное дело?

- Почему только сейчас, на пятый год после авиакатастрофы, появилось обращение в Страсбург?

- Так ведь все эти годы родственников пострадавших гоняли по разным судам. Отмены решений чередовались с новыми слушаниями. Лишь сейчас, когда были исчерпаны все другие возможности, удалось полностью собрать необходимый материал для ЕСПЧ. Речь идет о категории дел, где ответчик несет ответственность в зависимости от вины, эксплуатируя средство повышенной опасности. Не надо даже доказывать, что кто-то виноват. А тут даже само постановление о прекращении дела составляет государственную тайну...

Как мы знаем из просочившихся в прессу материалов служебного расследования, сам рейс Ту-154 был организован сумбурно. После приземления в Сочи для дозаправки самолета высадка пассажиров не производилась. А вот еще цитаты из дела: "В процессе руления за автомобилем сопровождения КВС испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с представлением о предстоящем курсе взлета. Это было связано со сложной системой рулежных дорожек и наличием на аэродроме двух ВПП... Особая ситуация возникла на 7-й секунде от начала разбега, на скорости 70 км в час, когда КВС эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению командиром контроля значимых параметров взлета".

О том, понес ли кто наказание за такую сумбурную организацию полета, мы, похоже, никогда не узнаем. Впервые в истории следователи не посчитали возможным опубликовать даже результаты расследования. Все секретно - нет никаких результатов и нет никаких виновных. Как считает адвокат Трунов, создан опаснейший прецедент.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июня 2021 года | Дайджест публикаций за 25 июня 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости