О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От "Скаута" до "Надежды": насколько востребована модернизация легкого вертолета Ми-2

Частные российские компании испытывают большой интерес к вертолету "Скаут" - глубоко модернизированному варианту советской машины Ми-2

Частные российские компании испытывают большой интерес к вертолету "Скаут" - глубоко модернизированному варианту советской машины Ми-2. Об этом RT рассказал начальник проектно-конструкторского отдела предприятия "Борисфен", которое занимается изготовлением и поставками этого легкого вертолета. Его главная особенность заключается в новой, более мощной и экономичной силовой установке АИ-450М-Б, которая позволила увеличить дальность и высоту полета. Проекты по совершенствованию Ми-2 сейчас также реализуют ростовский завод "Роствертол" и запорожский "Мотор Сич". Эксперты считают, что советская машина еще не выработала свой ресурс, но в то же время отмечают, что за последнее время у Ми-2 в России появилась достойная современная альтернатива в виде многоцелевых вертолетов легкого класса VRT500, "Ансат" и Ка-226Т.

Начальник проектно-конструкторского отдела московского АО "Борисфен" Игорь Сунцов сообщил RT о большом интересе частных российских компаний к многоцелевому вертолету легкого класса "Скаут".

"Недавно мы продали вертолет одной из компаний на Дальнем Востоке. На ближайшие два года есть твердые контракты еще на несколько машин, ведутся переговоры и по новым поставкам. Могу сказать, что частные эксплуатанты с удовольствием берут "Скаут", - заявил Сунцов.

В перспективе "Борисфен" рассчитывает на продажи "Скаута" МЧС и ФБУ "Авиалесоохрана" - сейчас компания ведет переговоры с ведомствами. По словам Сунцова, машина востребована для эксплуатации прежде всего в сложных природно-климатических условиях Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера.

"Если брать западные аналоги, то стоимость "Скаута" в разы меньше. При этом потребитель получает безопасную, экономичную и неприхотливую в обслуживании машину, которая может нормально лететь в случае отказа одного из двигателей. Все эти факторы составляют наши основные конкурентные преимущества", - говорит Сунцов.

Ресурс прочности

"Скаут" представляет собой глубоко модернизированную версию советского вертолета Ми-2, который находится в эксплуатации с 1960-х годов. До 1992 года машина выпускалась в Польше и снискала большую популярность в разных странах мира. Сейчас ее различные модификации используются как в самой Польше, так и на пространстве СНГ.

Как пояснил Сунцов, компания "Борисфен" проводит капитальный ремонт находящихся на складах Ми-2 и устанавливает на вертолеты новое бортовое оборудование и силовые агрегаты, разработанные в Центре двигателестроения "Борисфена" в подмосковной Дубне.

"Мы не меняем трансмиссию, редукторную часть и лопасти винтов. Однако машина получает современную авионику и двигатели, которые изготавливаем мы сами. Именно в них заключена главная особенность "Скаута", - подчеркнул собеседник RT.

По желанию заказчика вертолет может оснащаться двухроторной силовой установкой АИ-450М или более мощным агрегатом АИ-450М-Б. По словам Сунцова, обновленные двигатели позволили значительно сократить расход топлива и увеличить дальность полета с дополнительными баками до 1000 км.

"Расход топлива на "Скауте" с АИ-450М-Б составляет 200 л/ч. Максимальная высота полета достигает 8000 м. Такие показатели на Ми-2 были недостижимы", - сказал специалист.

Максимальная взлетная масса "Скаута" составляет 4,1 т, ширина без лопастей - 3,25 м, длина корпуса - 11,94 м, высота без рулевого винта - 3,75 м, вместимость (в зависимости от компоновки салона) - до 7-8 человек, крейсерская скорость - 200 км/ч.

"Борисфен" предлагает заказчикам несколько модификаций "Скаута": транспортно-пассажирскую, поисково-спасательную, сельскохозяйственную, патрульную, учебно-тренировочную и спортивную.

Отвечая на вопрос о пределе модернизационного ресурса Ми-2, Сунцов заявил, что вертолет еще очень долго будет находиться в эксплуатации благодаря необычайно удачным конструктивным решениям коллектива под руководством Михаила Миля. Собеседник RT отметил, что эта советская машина заслужила массу комплиментов за надежность, сбалансированность и центровку.

"В советское время авиатехника проектировалась с прочностным ресурсом примерно в 90 лет. Кстати, на Западе техника в различных вариациях также эксплуатируется долгие десятилетия. Если вертолет конструктивно хорош, то сложно говорить, когда закончится его путь, особенно когда он имеет современную авионику и двигатели", - рассуждает Сунцов.

Помимо "Борисфена", модернизацией Ми-2 занимается "Роствертол" (Ростов-на-Дону) - одно из основных предприятий холдинга "Вертолеты России". После капитально-восстановительного ремонта на машины устанавливаются современные бортовые системы, двигатели, существенно улучшается уровень комфорта.

Собственный проект совершенствования Ми-2 в кооперации с другими предприятиями реализует и запорожский "Мотор Сич". Украинская модификация вертолета получила название МСБ-2 "Надежда". Первый полет машина совершила в апреле 2018 года.

На вертолете установлен силовой агрегат АИ-450М-П. Дальность полета "Надежды" составляет около 1000 км, грузоподъемность - более 1 т, пассажировместимость - до семи человек.

В конструкцию украинской машины широко интегрированы композиты, что, как утверждают разработчики, позволило уменьшить массу изделия на 400 кг. За счет экономии в весе увеличились грузоподъемность и дальность полета "Надежды".

Современные "одноклассники"

По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, ключевое преимущество семейства Ми-2 заключено в его относительно невысокой стоимости.

"Модифицированные машины обладают рядом улучшенных характеристик, и для них есть определенные сферы применения. Однако я бы не стал утверждать, что модернизированные Ми-2 значительно превзошли базовый советский вертолет", - заявил Пантелеев в беседе с RT.

По его мнению, в настоящее время весь функционал Ми-2 вполне может выполнять многоцелевой вертолет "Ансат".

История этой машины началась еще в 1990-е годы, но на рынок она вышла относительно недавно и в полностью обновленном виде. Некоторые технические решения, примененные в "Ансате", на тот момент не имели аналогов в российской гражданской авиации.

"Так, впервые в гражданской авиации России была разработана для вертолета цифровая электродистанционная комплексная система управления вместо стандартной механической СУ. Цифровые дисплеи на приборной панели "Ансата" отображают режимы силовой установки и систем вертолета, что облегчает работу летчика, улучшает его контроль за машиной", - говорится в материалах "Ростеха".

Современный пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет пилотировать его в автоматическом и ручном режимах в самых разных погодных условиях. "Ансат" имеет несколько модификаций, включая VIP-вариант, унифицированную, учебно-тренировочную, медицинскую, противопожарную и патрульную версии.

Крейсерская скорость "Ансата" составляет 220 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками - 505 км, практический потолок - 5500 м, предельная взлетная масса - 3600 кг, полезная нагрузка в транспортной кабине - до 1166 кг.

К преимуществам "Ансата" холдинг "Вертолеты России" относит многофункциональность, возможность осуществлять посадки на неподготовленные малоразмерные площадки, высокий статический потолок, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании, высокую безопасность, возможность полета и посадки с одним двигателем.

Сейчас "Ансат" летает на североамериканском двухмоторном силовом агрегате PW207K. Однако в ближайшей перспективе планируется, что вертолет получит двигатель ВК-650В разработки петербургского АО "ОДК-Климов".

Также российской установкой будут оснащаться винтокрылые машины Ка-226Т и VRT500, которые относятся к легкому классу и, по мнению экспертов, частично могут заменить функционал Ми-2.

"У VRT500 масса достоинств по сравнению с "одноклассниками". Например, эта машина обладает улучшенной управляемостью, самой просторной кабиной в своем классе и очень хорошо подходит для эксплуатации в городской среде, где, как правило, встречаются компактные взлетно-посадочные площадки", - сказал Пантелеев.

Однако VRT500 менее габаритен в сравнении с Ми-2. По размерности к советскому вертолету ближе всего находится Ка-226Т, говорит эксперт. Эта машина отличается современным бортовым оборудованием, модульной архитектурой, а также удобством эксплуатации на малотоннажных судах, в городе и горной местности.

Точку зрения Пантелеева разделяет и авиационный инженер Вадим Михеев. В беседе с RT он назвал Ка-226Т и "Ансат" чрезвычайно удобными винтокрылыми транспортными средствами легкого класса.

"Ка-226Т и "Ансат" полностью соответствуют современным нормам летной годности. Они безопасны, надежны и способны выполнять весь спектр стоящих перед ними задач. В иностранных двигателях, которые на них установлены, я пока большой проблемы не вижу, но в любом случае у России будет свой качественный аналог (ВК-650В. - RT)", - подчеркнул Михеев.

Возвращаясь к теме актуальности модернизации Ми-2, эксперт согласился, что эти вертолеты еще не выработали свой ресурс до конца. Однако Михеев не считает нужным вкладывать значительные средства в проект совершенствования советской машины.

"Если всерьез заниматься модернизацией Ми-2 и делать ставку на массовые поставки этого вертолета, то без сертификации не обойтись. А она потребует проведения множества испытаний, немалых временных и денежных расходов. Ми-2 - очень достойная машина, но сейчас у нашей страны достаточно современных высокоэффективных вертолетов легкого класса", - подытожил Михеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка