Автор: Юлия Игнатьева
Опубликовано: 08.07.2021, 14:28
 

Остались в небе: от Ан-26 не смогут отказаться еще четыре года

Низкое качество региональных аэродромов вынуждает компании использовать старые самолеты, подобные разбившемуся на Камчатке


[image]

По одной из версий экспертов авиационной отрасли, причина крушения грузопассажирского самолета Ан-26 - техническое состояние самолета, выпущенного еще в 1982 году. В региональных пассажирских авиаперевозках в России сегодня эксплуатируются 74 самолета Ан-24 и Ан-26 из того же модельного ряда, что и борт, разбившийся утром 6 июля вблизи поселка Палана на Камчатке. Однако компании и дальше будут использовать судна этой модели - альтернатива им появится только в 2025 году, рассказали "Известиям" специалисты. Впрочем, эту версию подверг сомнению министр транспорта Виталий Савельев. Вечером 7 июля он заявил об "абсолютной летной годности" разбившегося самолета. Проблема не в качестве техники как таковой, а в том, как она обслуживается и как эксплуатируется в региональных компаниях, говорят эксперты.

Фактор ветра

Эксперты, изучившие обстоятельства катастрофы, рассматривают сейчас три версии произошедшего. Заместитель гендиректора АО "Камчатское авиационное предприятие" Сергей Горб убежден, что всему виной "сильный боковой ветер" - его слова приводит официальный сайт правительства Камчатского края. Этот ветер с небольшими перерывами не утихает и на второй день после аварии, из-за него вечером 6 июля спасателям пришлось на несколько часов отложить поиски.

Причиной авиапроисшествия также может быть ошибка пилота - 35-летнего Дмитрия Никифорова. Как сообщил "Известиям" источник, близкий к следствию, вместо того чтобы следовать штатным схемам захода на посадку, пилот пытался сократить маршрут, используя для этого нештатный навигатор. В результате борт врезался в сопку Пятибратка.

Президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук в беседе с "Известиями" был категоричен.

- Прежде чем обвинять пилота, нужно разобраться с техникой, на которой вынуждены летать экипажи таких компаний, - сказал он.

От дальнейших комментариев собеседник "Известий" отказался, и его реакция понятна: на борту погибшего самолета в качестве бортмеханика находился член президиума Профсоюза летного состава России Рюстем Завгаров.

Правительственную комиссию по факту происшествия возглавил министр транспорта Виталий Савельев. Он и руководитель Росавиации Александр Нерадько в среду прибыли в Палану - административный центр Камчатского края.

Мощная камчатская база

Третью версию экспертов - техническую неисправность Ан-26 - подверг сомнению министр транспорта Виталий Савельев. Вечером 7 июля он заявил об "абсолютной летной годности" разбившегося самолета.

Завкафедрой "Безопасность полетов в гражданской авиации" Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Анатолий Костылев также считает, что неисправный самолет в небе - большая редкость, а катастрофы, подобные камчатской, происходят во всем мире каждый год.

- Даже есть такая дисциплина - проблема столкновения исправных воздушных судов с землей, - сказал эксперт.

Как заметил председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса вооруженных сил Владимир Богатырев, самолеты Ан-24 и Ан-26 надежны, у модели "отличный двигатель". Проблема не в качестве техники как таковой, а в том, как она обслуживается и как эксплуатируется в региональных компаниях.

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, отвечая на вопросы "Известий", заявил, что "Камчатское авиапредприятие" не могло выпустить в рейс неисправное судно. По словам собеседника издания, именно у КАП самая мощная на Дальнем Востоке авиатехническая база и большие возможности по видам и объемам работ и диагностике.

Альтернатива Ан-26 и Як-40

В реестре эксплуатантов и воздушных судов на сайте Росавиации, по данным на 6 июня, "Известия" обнаружили девять авиакомпаний, использующих самолеты Ан-24 и Ан-26, - всего таких воздушных судов 74.

В парке КАП пять самолетов АН-26. Все они находятся в состоянии летной годности.

- У разбившегося самолета даже не было проблем по остатку летного ресурса, - отметил Олег Пантелеев.

Также на Камчатке летают на Як-40 примерно того же возраста, и отказаться от этих самолетов ни камчатская компания, ни другие в ближайшее время не смогут, уверен эксперт.

Олег Пантелеев пояснил "Известиям", что сегодня в мире не выпускают пассажирские самолеты на 40-50 мест, способные садиться на размокающий грунт - именно такое аэродромное покрытие все еще часто встречается в отдаленных городах и поселках нашей страны. В марте 2021 года появилась информация о том, что в 2025 году Уральский завод гражданской авиации выпустит в продажу самолет ТВРС-44, обладающий теми же свойствами. А пока что в регионах по-прежнему будут возить пассажиров на 40-летних судах.

Кстати, делают они это успешно. По итогам 2020 года в списке перевозчиков, оказавшихся "в плюсе", большинство - региональные компании, а крупным год пандемии дался труднее. Причина в том, что внутрирегиональные перевозки субсидируются из местных бюджетов, иначе цены на билеты будут неподъемными для населения. Это же относится и к "Камчатскому авиапредприятию".

Тема региональных авиаперевозок на Камчатке уже звучала на федеральном уровне. 15 августа 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин после встречи с общественностью Петропавловска-Камчатского поручил правительству РФ проработать вопрос субсидирования малой авиации для районов Крайнего Севера. Этому решению предшествовала встреча премьера с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. Глава региона заявил, что для полуострова малая авиация - "жизненная необходимость", и попросил предусмотреть федеральную поддержку нерегулярного авиасообщения в труднодоступных районах.

"Известия" направили в правительство РФ запрос о мерах, принятых кабинетом министров.

Соболезнования и компенсации

По данным МЧС, до конца дня 7 июля спасатели подняли со дна Охотского моря тела 19 погибших. Одного из них, мужчину 2004 года рождения, опознали местные жители. Глава правительственной комиссии Виталий Савельев сделал официальное заявление о том, что погибли все 28 человек, находящихся на борту Ан-26.

Утром 7 июля президент России Владимир Путин выразил соболезнования губернатору Камчатского края Владимиру Солодову.

- С прискорбием узнал о катастрофе самолета Ан-26 вблизи города Петропавловск-Камчатский. Эта трагедия оборвала жизни членов экипажа и пассажиров, принесла безмерное горе утраты их родным. Прошу передать слова сочувствия и поддержки семьям и близким погибших, - говорится в телеграмме от имени президента.

Во второй половине дня руководитель Минтранса Виталий Савельев, как председатель правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших, доложил главе государства о ходе работы комиссии.

- Министр совместно с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым встретились и ответили на вопросы родственников погибших, - сообщила "Известиям" пресс-служба Минтранса.

Принято решение оказать всем родственникам погибших финансовую поддержку в общей сумме по 3 млн 525 тыс. рублей каждой семье. В том числе от властей Камчатского края на каждого погибшего выплаты составят по 500 тыс. рублей. Кроме того, авиакомпания "Камчатское авиационное предприятие" приняла решение о выплате по 1 млн рублей за каждого погибшего. Родственникам также положены страховые выплаты в размере 2 млн 25 тыс. рублей и дополнительные выплаты, если погибшие родственники в момент крушения выполняли трудовые обязанности.

Правительству Камчатского края поручено организовать размещение родственников погибших, прибывших к месту трагедии, а при необходимости - отправку тел к местам погребения.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 8 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости