Автор: Ася Жукова
Опубликовано: 09.07.2021, 16:03
 

В пролете: как из 40 местных авиарейсов в Красноярском крае осталось 15

В распоряжении "КП" оказался уникальный документ - авиарасписание на 1976 - 1977 годы


[image]

"А ты улетающий вдаль самолет в сердце своем сбереги*". Похоже, только и сберегли, что в сердце… Катастрофа на Камчатке, где при крушении самолета Ан-26 погибли все пассажиры и экипаж, вскрыла острейшую проблему. Понадобилось еще 28 жертв, чтобы снова заговорили о деградации малой авиации.

Старые "кони" из прошлого века

Оно и понятно: при СССР в любой "край таежный" можно было добраться без проблем. Крылья в помощь! Помните вертолетчика из фильма "Мимино"? Хозяин неба, называли его, без пилота Валико горная деревушка оказалась бы отрезанной от большого мира: туда вел только опасный серпантин.

Впрочем, в какой-то момент так и произошло. Массовые полеты массово же и свернули. Стало куда выгоднее обслуживать випов, чем мотаться в медвежьи углы, куда "только самолетом можно долететь"…

И что осталось по итогу? В разы усеченный график полетов да уставший авиапарк из прошлого века. По словам экспертов, старые "кони" производства 70-80-х вполне надежны, но требуют особого ухода. А ремонтных заводов, где можно проверить борт на летную годность, элементарно нет.

Две сотни площадок

Возьмем Красноярский край, второй по площади в стране. 3 000 километра с севера на юг, множество отдаленных (труднодоступных) деревень и сел, что нуждаются в продовольствии, лекарствах и прочих жизненно важных грузов.

В распоряжении "Комсомольской правды - Красноярск" попал редкий документ - реальное расписание движения самолетов на воздушных линиях красноярского управления гражданской авиации (копия предоставлена научной библиотекой края).

Действовало с 1 июня 1976 года до 31 мая 1977 года, то есть ему 45 лет. График полетов там (разумеется, с пояснениями) занимает… 105 страниц.

Мы посмотрели, куда выполнялись рейсы только из Красноярска. И насчитали ровно 40 точек. И это не принимая во внимание Хакасию, хотя она вышла из состава региона лишь в 90-е. И это не считая местные маршруты, из Дудинки, Игарки, Мотыгино, Туруханска (всего 18 аэродромов). Любопытная деталь: в приложении к документу приведен список аэропортов и посадочных площадок края. В нем - вообразите себе - две сотни (!) наименований.

Было - стало

Впрочем, вернемся в настоящее. Если в 70-е мы наблюдаем (повторимся, только из Красноярска) 40 рейсов, местных, не союзных. А в 2021-м, 45 лет спустя, расписание оказалось куда скупее: всего лишь 15 рейсов.

Сравните сами

1976-й: Абан, Балахта, Богучаны, Вершино-Рыбное, Диксон, Дзержинское, Долгий Мост, Дудинка, Заозерный, Игарка, Идринское, Ирбейское, Казачинское, Канск, Каратузское, Кежма, Кома, Краснотуранск, Кулаково, Курагино, Ле(и)нево, Маша(у)ковка, Мотыгино, Новоангарск, Новоселово, Ново-Анаш, Норильск, Осиновый мыс, Партизанское, Первомайский, Пировское, Северо-Енисейский, Стрелка, Талое, Тасеево, Тугач, Тура, Туруханск, Ужур, Шушенское.

2021-й: Байкит, Богучаны, Ванавара, Игарка, Кодинск, Мотыгино, Норильск, поселок Бор, Светлогорск, Северо-Енисейск, Стрежевой, Тура, Туруханск, Хатанга, Ярцево.

Кстати, к старому расписанию прилагалась схема местных рейсов - для наглядности. И это впечатляет: на ней все воздушное пространство края словно бы пронизано "паутиной" маршрутов.

Прошло 45 лет, и… где все это? "Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит самолет. Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, в общем-то, зеленый, молодой народ…". Ну а пока мы, кажется, в пролете.

Пить нельзя, курить - пожалуйста

А как насчет доступности? Самым дорогим в 70-е (из аэропорта в Красноярске) был билет в Хатангу - 65 рублей, самым дешевым - в Партизанское - 3 рубля. Слетать из столицы региона на озеро Шира можно было за 8 рублей, а в Шушенское - за 10. Притом что средняя зарплата в те годы составляла 150-180 рублей.

Еще пара нюансов: конечно, никаких бизнес-классов не существовало. А в первую очередь на борт провожали пассажиров с детьми и инвалидов. По крайней мере, так было прописано в правилах.

Пьяных и в "болезненном состоянии" к полету не допускали. Кстати, употребление алкоголя в самолетах тоже запрещалось категорически.

Между тем прямо в креслах - ни в коем случае ни в туалетах или коридорах - разрешали курить (в подлокотниках даже были выдвижные пепельницы). Но исключительно с согласия сидящих рядом пассажиров. Тем не менее на вертолетах "смолить" нельзя было ни при каких условиях.

А что с багажом? Это сейчас ряд компаний ввел лимит - 10, и ни килограммом больше, остальное за доплату. Но тогда пассажирам позволяли провозить до 30 килограммов багажа и до пяти - ручной клади.

Личный опыт

В аэропорту толкучка - как в автобусе


О состоянии малой авиации можно, конечно же, судить по статистике, но можно и по воспоминаниям людей, которые в восьмидесятые годы как раз пользовались услугами этого вида транспорта.

Я поступила в красноярский педагогический институт в 1980 году и училась 5 лет. И все 5 лет я летала в Абакан к родителям. Самолеты летали примерно каждый час или каждые 45 минут. Билет стоил 11 рублей, а по студенческому 9, то есть, это было достаточно доступно по деньгам.

Летали А-24 и ЯК-40, желающих улететь было настолько много, что происходила толкучка в аэропорту, на регистрации, на посадке - примерно как в автобус. У меня однажды был случай, когда нужно было улететь срочно, и я купила билет, а пришла на сутки раньше. То есть рейс тот же, время то же. И когда меня регистрировали - все кричат, торопятся, не заметили дату, и я так улетела на сутки раньше (место свободное каким-то чудом в салоне нашлось). То есть, настолько это было востребовано, настолько много людей этим пользовались, - как это все сошло на нет, мне лично не понятно.

Еще в студенческие годы (я училась на географическом факультете), и лето проводила в экспедициях. Это было Мотыгино, Хатанга, Североенисейск, вовсю летали самолеты, и даже были кукурузники (совсем маленькие, где 10 пассажиров). Сажали самолеты на сельские аэродромы, где не было даже взлетно-посадочной полосы бетонной. Вот эти маленькие самолетики могли сесть где угодно. И людей было тоже всегда много. Передвигаться по краю было значительно легче. Сейчас ситуация привела к тому, что мы все ездим на машинах либо на автобусах, что очень долго. В 80 и 85 году, когда я училась и ездила в экспедиции, весь край был доступен, этим пользовались люди, и ничего не простаивало, что самое смешное. Все это было востребовано. Как это все в 90 удалось погубить так быстро, удивительно...

Татьяна Рябинина, колумнист "КП"-Красноярск

За помощь в подготовке публикации благодарим сайт "Авиапостер. Мир истории авиации" и Максима Парамонникова, а также научную библиотеку Красноярского края (для сайта).

(*популярнейшая в СССР песня Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова).

Для справки:

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, а в этот край таежный
Только самолетом можно долететь.
А ты улетающий вдаль самолет,
В сердце своем сбереги.
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги.
Летчик над тайгой точный курс найдет,
Прямо на поляну посадит самолет.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то, зеленый, молодой народ.
Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в поселке мы пока что небогато,
Чтобы все богатства взять из-под земли.
Мчатся самолеты выше облаков,
Мчатся чуть похожие на больших орлов.
Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая,
Лету к нам в Таежный несколько часов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 9 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости