О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В пролете: как из 40 местных авиарейсов в Красноярском крае осталось 15

Катастрофа на Камчатке, где при крушении самолета Ан-26 погибли все пассажиры и экипаж, вскрыла острейшую проблему. Понадобилось еще 28 жертв, чтобы снова заговорили о деградации малой авиации

"А ты улетающий вдаль самолет в сердце своем сбереги*". Похоже, только и сберегли, что в сердце… Катастрофа на Камчатке, где при крушении самолета Ан-26 погибли все пассажиры и экипаж, вскрыла острейшую проблему. Понадобилось еще 28 жертв, чтобы снова заговорили о деградации малой авиации. Старые "кони" из прошлого века Оно и понятно: при СССР в любой "край таежный" можно было добраться без проблем. Крылья в помощь! Помните вертолетчика из фильма "Мимино"? Хозяин неба, называли его, без пилота Валико горная деревушка оказалась бы отрезанной от большого мира: туда вел только опасный серпантин. Впрочем, в какой-то момент так и произошло. Массовые полеты массово же и свернули. Стало куда выгоднее обслуживать випов, чем мотаться в медвежьи углы, куда "только самолетом можно долететь"… И что осталось по итогу? В разы усеченный график полетов да уставший авиапарк из прошлого века. По словам экспертов, старые "кони" производства 70-80-х вполне надежны, но требуют особого ухода. А ремонтных заводов, где можно проверить борт на летную годность, элементарно нет. Две сотни площадок Возьмем Красноярский край, второй по площади в стране. 3 000 километра с севера на юг, множество отдаленных (труднодоступных) деревень и сел, что нуждаются в продовольствии, лекарствах и прочих жизненно важных грузов. В распоряжении "Комсомольской правды - Красноярск" попал редкий документ - реальное расписание движения самолетов на воздушных линиях красноярского управления гражданской авиации (копия предоставлена научной библиотекой края). Действовало с 1 июня 1976 года до 31 мая 1977 года, то есть ему 45 лет. График полетов там (разумеется, с пояснениями) занимает… 105 страниц. Мы посмотрели, куда выполнялись рейсы только из Красноярска. И насчитали ровно 40 точек. И это не принимая во внимание Хакасию, хотя она вышла из состава региона лишь в 90-е. И это не считая местные маршруты, из Дудинки, Игарки, Мотыгино, Туруханска (всего 18 аэродромов). Любопытная деталь: в приложении к документу приведен список аэропортов и посадочных площадок края. В нем - вообразите себе - две сотни (!) наименований. Было - стало Впрочем, вернемся в настоящее. Если в 70-е мы наблюдаем (повторимся, только из Красноярска) 40 рейсов, местных, не союзных. А в 2021-м, 45 лет спустя, расписание оказалось куда скупее: всего лишь 15 рейсов. Сравните сами 1976-й: Абан, Балахта, Богучаны, Вершино-Рыбное, Диксон, Дзержинское, Долгий Мост, Дудинка, Заозерный, Игарка, Идринское, Ирбейское, Казачинское, Канск, Каратузское, Кежма, Кома, Краснотуранск, Кулаково, Курагино, Ле(и)нево, Маша(у)ковка, Мотыгино, Новоангарск, Новоселово, Ново-Анаш, Норильск, Осиновый мыс, Партизанское, Первомайский, Пировское, Северо-Енисейский, Стрелка, Талое, Тасеево, Тугач, Тура, Туруханск, Ужур, Шушенское. 2021-й: Байкит, Богучаны, Ванавара, Игарка, Кодинск, Мотыгино, Норильск, поселок Бор, Светлогорск, Северо-Енисейск, Стрежевой, Тура, Туруханск, Хатанга, Ярцево. Кстати, к старому расписанию прилагалась схема местных рейсов - для наглядности. И это впечатляет: на ней все воздушное пространство края словно бы пронизано "паутиной" маршрутов. Прошло 45 лет, и… где все это? "Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит самолет. Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, в общем-то, зеленый, молодой народ…". Ну а пока мы, кажется, в пролете. Пить нельзя, курить - пожалуйста А как насчет доступности? Самым дорогим в 70-е (из аэропорта в Красноярске) был билет в Хатангу - 65 рублей, самым дешевым - в Партизанское - 3 рубля. Слетать из столицы региона на озеро Шира можно было за 8 рублей, а в Шушенское - за 10. Притом что средняя зарплата в те годы составляла 150-180 рублей. Еще пара нюансов: конечно, никаких бизнес-классов не существовало. А в первую очередь на борт провожали пассажиров с детьми и инвалидов. По крайней мере, так было прописано в правилах. Пьяных и в "болезненном состоянии" к полету не допускали. Кстати, употребление алкоголя в самолетах тоже запрещалось категорически. Между тем прямо в креслах - ни в коем случае ни в туалетах или коридорах - разрешали курить (в подлокотниках даже были выдвижные пепельницы). Но исключительно с согласия сидящих рядом пассажиров. Тем не менее на вертолетах "смолить" нельзя было ни при каких условиях. А что с багажом? Это сейчас ряд компаний ввел лимит - 10, и ни килограммом больше, остальное за доплату. Но тогда пассажирам позволяли провозить до 30 килограммов багажа и до пяти - ручной клади. Личный опыт В аэропорту толкучка - как в автобусе О состоянии малой авиации можно, конечно же, судить по статистике, но можно и по воспоминаниям людей, которые в восьмидесятые годы как раз пользовались услугами этого вида транспорта. Я поступила в красноярский педагогический институт в 1980 году и училась 5 лет. И все 5 лет я летала в Абакан к родителям. Самолеты летали примерно каждый час или каждые 45 минут. Билет стоил 11 рублей, а по студенческому 9, то есть, это было достаточно доступно по деньгам. Летали А-24 и ЯК-40, желающих улететь было настолько много, что происходила толкучка в аэропорту, на регистрации, на посадке - примерно как в автобус. У меня однажды был случай, когда нужно было улететь срочно, и я купила билет, а пришла на сутки раньше. То есть рейс тот же, время то же. И когда меня регистрировали - все кричат, торопятся, не заметили дату, и я так улетела на сутки раньше (место свободное каким-то чудом в салоне нашлось). То есть, настолько это было востребовано, настолько много людей этим пользовались, - как это все сошло на нет, мне лично не понятно. Еще в студенческие годы (я училась на географическом факультете), и лето проводила в экспедициях. Это было Мотыгино, Хатанга, Североенисейск, вовсю летали самолеты, и даже были кукурузники (совсем маленькие, где 10 пассажиров). Сажали самолеты на сельские аэродромы, где не было даже взлетно-посадочной полосы бетонной. Вот эти маленькие самолетики могли сесть где угодно. И людей было тоже всегда много. Передвигаться по краю было значительно легче. Сейчас ситуация привела к тому, что мы все ездим на машинах либо на автобусах, что очень долго. В 80 и 85 году, когда я училась и ездила в экспедиции, весь край был доступен, этим пользовались люди, и ничего не простаивало, что самое смешное. Все это было востребовано. Как это все в 90 удалось погубить так быстро, удивительно... Татьяна Рябинина, колумнист "КП"-Красноярск За помощь в подготовке публикации благодарим сайт "Авиапостер. Мир истории авиации" и Максима Парамонникова, а также научную библиотеку Красноярского края (для сайта). (*популярнейшая в СССР песня Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова). Для справки: Главное, ребята, сердцем не стареть, Песню, что придумали, до конца допеть. В дальний путь собрались мы, а в этот край таежный Только самолетом можно долететь. А ты улетающий вдаль самолет, В сердце своем сбереги. Под крылом самолета о чем-то поет Зеленое море тайги. Летчик над тайгой точный курс найдет, Прямо на поляну посадит самолет. Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, В общем-то, зеленый, молодой народ. Там веками ветры да снега мели, Там совсем недавно геологи прошли. Будем жить в поселке мы пока что небогато, Чтобы все богатства взять из-под земли. Мчатся самолеты выше облаков, Мчатся чуть похожие на больших орлов. Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая, Лету к нам в Таежный несколько часов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка