Zoom.cnews
12 июля 2021, 14:30
Как искусственный интеллект меняет будущее авиаперевозок
Хотя многие задачи до сих пор считаются прерогативой человека, искусственный интеллект уже активно применяется в беспилотных транспортных средствах
Распространение ИИ в авиаперевозках - это не только расширение возможностей автопилота, но и улучшение подготовки летчиков, снижение профессиональных рисков пилотов, удешевление транспортировки в конечном итоге авиаперевозок, наращивание их объема, рост безопасности и многое другое. Но, конечно, ведущая роль - у беспилотных систем. Современные самолеты с бортовыми компьютерами все равно оставляют пилотам около 90% работы, несмотря на систему посадки и другие технологии.
Группа ученых в рамках проекта NASA работает над проектированием и разработкой систем управления безопасностью для электрических автономных летательных аппаратов - они должны стать первыми в этой сфере.
Сейчас исследовательская группа занята изучением дизайна системы, чтобы минимизировать риски для электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) и решить задачу с их мобильностью в городских условиях.
Новый проект направлен на минимизацию многоуровневых рисков для автономных самолетов. Например, неблагоприятные погодные условия, такие как сильный ветер, влияют на способность электрического самолета безопасно летать и приземляться. Дополнительные риски - неисправности или ухудшение характеристик компонентов электродвигателя, а также угрозы со стороны других самолетов во время полета.
По словам участников проекта, кроме рисков, есть и другие препятствия для более активного внедрения ИИ в авиаперевозки. В первую очередь, это отсутствие нормативной базы - на ее разработку при идеальном сценарии уйдет около 5 лет. И, конечно, невысокий уровень доверия к автопилоту. Кто из нас рискнет сесть в самолет, в котором вообще не будет пилота? Кроме того, нужна инфраструктура, которая будет защищать стратегически важные объекты от беспилотников.
Если алгоритм машинного обучения ошибается, например, в соцсетях, это не так важно. Но если ошибка в той сфере, где безопасность - это вопрос буквально жизни и смерти, итог может быть трагическим. Сейчас участники проекта решают основной вопрос - как гарантировать безопасность при переходе на ИИ.
Кроме того, важно предотвратить угрозы, исходящих от автономных транспортных средств, когда они становятся жертвами кибератак. Ученые планируют объединить несколько механизмов: видеонаблюдение в масштабе города для обнаружения атак и планирование подкрепления для реагирования на атаки и не взаимодействующие между собой транспортные средства.
Они собираются использовать камеры для выявления потенциально нетипичных движений автомобиля, начиная от агрессивного вождения или вождения в состоянии алкогольного опьянения и заканчивая взломанным автономным транспортным средством. В конечном итоге исследователи стремятся обнаружить и предсказать определенный тип поведения, чтобы снизить риск на дороге.
В ближайшем будущем переход на беспилотные системы ожидается в "последней миле" - это этап доставки к конечному потребителю, обычно самое дорогое и сложное логистическое звено. Искусственный интеллект призван удешевить и упростить этот этап. Беспилотные авиаперелеты, скорее всего, начнутся с перевозки небольших пакетов или доставки обедов из местных ресторанов.
В настоящее время проекты перевозок на "последней миле" имеются и ведущих компаний авиационной отрасли, а в Китае уже был запущен беспилотник, который существенно сэкономил время на доставке: там, где автомобилем груз был бы доставлен за минут, по воздуху это заняло 8 минут.
Если такое применение окажется безопасным и успешным, можно будет внедрить технологии в более крупные грузовые и пассажирские авиаперевозки, что потенциально уменьшит загруженность дорог и позволит людям жить дальше от своих рабочих мест. После грузовых, ожидается переход на беспилотное управление в пассажирских перевозках на короткие расстояния, затем - в среднемагистральных авиаперелетах. Потом уже - в дальнемагистральных (от 6000 до 12 000 км), а пока нет даже реальных прототипов таких транспортных средств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Zoom.cnews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников