О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Полетаю год и уйду". Бортпроводник признается в любви своей профессии

Ежегодно во всем мире 12 июля отмечается День бортпроводника гражданской авиации. О специфике профессии, мечтах, особых приметах и любви к железным птицам рассказала оренбурженка, бортпроводница с девятилетним стажем Ярослава Саранчева

"Если захочу, я буду в небе"

- Когда вы решили, что хотите связать свою жизнь с небом? Сколько лет уже в профессии?

- Я выросла в военной и творческой семье одновременно. Мой отец - Саранчев Петр Иванович - штурман-инструктор Ил-76, отслужил в Военно-транспортной авиации 27 лет. Мама Татьяна Николаевна работает режиссером театральной студии "Шалун".

Отец часто брал меня на учебные полеты, и для меня это было нормой. Я никогда не мечтала быть бортпроводником, потому что всегда понимала, что в любой момент, если захочу, я буду в небе.

Когда в 2012 году одна авиакомпания открыла кастинг на должность бортпроводника, папа начал меня отговаривать. Он сказал, что это риски, тяжелый адский труд, постоянная бессонница и большая нагрузка на организм, что в колготочках капроновых и в -40 и в +40 придется ходить. Я ему тогда сказала: "Ты же 27 отлетал и живой! Значит, и со мной все будет хорошо!". Думала, полетаю годик или два и уйду. Так многие думают. Но небо затягивает.

- Сложно ли получить профессиональное образование, что за этапы приходится пройти, какие знания требуются?

- Учиться на бортпроводника нужно 2-3 месяца. Главное - пройти медицинскую комиссию и соответствовать требованиям по здоровью. В процессе учебы необходимо освоить много материала, с которым мы можем столкнуться на борту: оказание доврачебной помощи, использование аварийно-спасательного оборудования, отрабатываем действия в аварийных ситуациях и эвакуацию пассажиров. Конечно же, мы должны уметь общаться с людьми, успокаивать их, разрешать конфликты и работать в команде. Ситуации разные, и с каждой необходимо уметь справляться.

Из требований к тем, кто собирается учиться, могу выделить наличие хорошего здоровья, аттестат о среднем образовании и большое желание работать. Работать в стрессовых условиях и над собой в первую очередь.

- Важна ли внешность для бортпроводников? Есть ли какие-то критерии, которым нужно обязательно соответствовать?

- Важны ухоженная внешность и рост: для девочек от 165 см и для парней от 170. У стюардесс обязательно должны быть уложенные в прическу волосы, у стюардов - короткая стрижка. Руки должны быть с аккуратным маникюром, важно обладать здоровой красивой улыбкой. Мы очень ждем, когда можно будет снять маски. Так хочется делиться улыбками с пассажирами и видеть их лица.

- Бортпроводник должен знать иностранные языки?

- Мы летаем в разные страны, где английский - единственный способ коммуникации. Его преподают на первоначальном обучении, плюс раз в два года мы подтверждаем свои знания и сдаем экзамены. Уровень языка, если обобщить, средний и выше среднего. Многие занимаются самостоятельно с репетиторами. Я очень люблю английский, смотрю фильмы без дубляжа, читаю книги в оригинале. Так как мы совершаем много рейсов в испаноязычные страны, а их порядка 18, многие ребята у нас учат и знают испанский, немецкий, французский.

Всем, кто хочет стать бортпроводником, советую - учите английский. На кастинге оценивают уровень языка, а свободное владение очень помогает в работе.

- Приходилось ли вам в ускоренном темпе осваивать какие-то новые навыки?

- Жить в ускоренном темпе - это стиль нашей работы. Когда выходят новые документы, вносятся изменения, мы обязаны быстро ознакомиться с информацией и начать применять ее на практике. И это происходит почти каждый день, мозг работает в режиме нон-стоп. Особенно сейчас, когда на фоне пандемии постоянно что-то меняется, добавляются различные новые требования.

О любви к людям, самолетам и Кубе

- Что вы больше всего любите в своей работе? А что - самое сложное? Приходилось ли попадать в экстремальные ситуации?

- Я люблю людей, с которыми работаю: коллег и пассажиров. Люблю самолеты - эти чудесные творения человека. Железные птицы, которые так красивы на фоне заката и рассвета, в небе и на взлетно-посадочной полосе. Еще люблю море и путешествия. Работа в чартерной авиакомпании часто позволяет нам наслаждаться коротким отдыхом на морях и океанах. И, конечно же, я очень люблю свою работу.

Из сложностей - максимально гибкий график. Ты можешь запланировать поход в кино или театр, празднование дня рождения, а тебе на этот день ставят рейс или командировку. Такое не всегда легко принять. Но принимаешь, потому что это твоя работа. В небе я встретила уже три своих дня рождения.

Конечно, тяжело, когда ты почти сутки на ногах и без сна. Несмотря на усталость, тебе нужно разрешать конфликтные ситуации и общаться с недовольными пассажирами. Например, когда рейс из-за погоды задерживается на несколько часов. Все устали, но ты должен быть бодрым, приветливым и компетентным.

Нередко пассажирам становится плохо во время полета, иногда случается потеря сознания. В такие моменты нужно своевременно оказать доврачебную помощь, найти врача среди пассажиров и приложить все усилия, чтобы человеку стало легче. К счастью, все подобные ситуации на моем опыте проходили без последствий.

Самолет в небе - это ведь не привычная среда обитания. Невозможно предугадать, как поведет себя организм на высоте 10 000 метров в железной трубе. Так что, настоятельно не рекомендую употреблять перед полетом алкоголь. Это опасно для жизни.

- Есть ли у вас какие-то профессиональные приметы или обряды перед полетами и после?

- Авиация - это большая дружная семья. И у нас, конечно же, помимо правил, уставов, указаний, есть разные приметы. Например, нельзя пришивать пуговицы перед рейсом - к задержке. Нельзя фотографироваться перед рейсом на фоне самолета - к поломке.

Иногда это не работает, а иногда срабатывает, и тогда сразу понятно от чего задержка: не из-за того, что туман, а точно из-за пуговицы, которую пришила на форменный пиджак перед рейсом Оля Смирнова. Это все она! (смеется).

Я перед каждым рейсом настраиваюсь, чтобы он прошел без нюансов. После - благодарю вселенную, что все сложилось хорошо. Мне это помогает.

- Сколько перелетов в среднем совершаете в месяц?

- До пандемии мы летали по 65-80 часов в месяц, совершая примерно по восемь рейсов. Пандемия сильно изменила жизнь работников чартерных рейсов. Сейчас длинные направления у нас "выстреливают" крайне редко. В этот год мы в среднем летаем по 30 часов. Рейсы выходят короткие - 3,5-4,5 часа в одну сторону. Мы с нетерпением ждали открытия границ с ранее закрытыми странами и увеличения числа полетов. Соскучились по работе и пассажирам.

- Есть ли любимые и не очень направления?

- Любимая страна - Куба. В 10 классе посмотрела фильм "Грязные танцы-2" и с тех пор мечтала попасть туда. К моему разочарованию, выяснилось, что фильм снимался вовсе не на Кубе. Но это никак не повлияло на мои впечатления от этой страны. Кубинцы - очень открытый, искренний и милый народ. Они не испорчены навязанными медиа эталонами жизни, они смеются, поют, танцуют, играют на гитаре. Жители этой страны не сидят, как мы, в интернете сутками напролет, они живут здесь и сейчас.

В 2019 году я почти весь год летала на Кубу минимум 2-3 раза в месяц, и очень скучаю по ней сейчас.

- Что вы делаете в первую очередь, когда вновь оказываетесь дома? И поделитесь какой-нибудь интересной, смешной или милой историей.

- Какая бы уставшая я ни была, в каком бы часу ни прилетела домой, я сразу разбираю чемодан. Это святое! Если я не сделаю это сразу - то не разберу чемодан никогда!

У меня была такая ситуация: мы летали с моей подругой Надеждой. И у нее очередной день рождения выпал на рейс. Я написала маленькие записки с пожеланиями и раздала их пассажирам с просьбой вручить ей, когда мы пойдем с обслуживанием. И когда мы вышли в салон, пассажиры начали ей отдавать эти записки, поздравлять с днем рождения, а потом спели "Happy birthday to you". Это было настолько трогательно, что подруга даже расплакалась.

В завершение нашей беседы Ярослава поздравила своих коллег с профессиональным праздником, пожелала всем крепкого здоровья, а еще - чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и Факты - Оренбург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка