Автор: Тимур Латыпов
Опубликовано: 13.07.2021, 10:43
 

Самолеты не летят - летят головы: Сергей Раковец покидает "Гипронииавиапром"

Провальная модернизация Казанского авиазавода стоила должности наследнику Тихомирова


[image]

Ситуация вокруг Казанского авиазавода продолжает накаляться. Именно с ней эксперты связали отставку всего лишь через год работы гендиректора "Туполева" Рониса Шарипова, а теперь очередь дошла до Сергея Раковца - главы "Казанского Гипронииавиапрома", ответственного за тотальное обновление КАЗа под выпуск ракетоносцев Ту-160 и Ту-22М3, а также перспективного дальнего бомбардировщика. Со дня назначения Раковца также прошло 12 месяцев. Как говорят источники "БИЗНЕС Online", проблема и в том, что менеджеры банально не тянут масштаб задач, и в том, что Москва не дает реальных полномочий. В итоге стратегический для страны проект под большим вопросом.

Темпы модернизация Казанского авиазавода вызвали недовольство президента РТ?

Сергей Раковец покинул пост гендиректора АО "Казанский Гипронииавиапром" (ГАП), сообщили вчера источники "БИЗНЕС Online" в татарстанском авиапроме. Соответствующую информацию нам подтвердил сам руководитель института, но обсуждать подробности не стал. По словам наших собеседников, дело к отставке шло давно, но все решилось 9 июля после визита в институт Рустама Минниханова. Президент РТ якобы выразил крайнюю озабоченность ходом модернизации Казанского авиазавода - филиала ПАО "Туполев" (КАЗ). А отвечает за нее как раз "Казанский Гипронииавиапром". Утверждают, что после этого гендиректор материнского холдинга ГАПа - АО "Технодинамика" Игорь Насенков - и решил судьбу Раковца. С момента назначения последнего гендиректором института прошли год и два дня.

История КазГАПа

Свою историю "Казанский Гипронииавиапром" (КазГАП) исчисляет еще с начала Великой Отечественной войны - проектную бригаду эвакуировали из Москвы в Казань с задачей сопровождать работу переброшенных с запада СССР авиазаводов. До начала 90-х КазГАП был филиалом государственного проектного НИИ авиационной промышленности, но в 1991 году получил самостоятельность, а в 1993-м был приватизирован.


Напомним, предыдущий директор ГАПа, возглавлявший институт с 1988 года Борис Тихомиров, покинул пост 7 июля 2020-го. Этому предшествовала драматическая история. В июле 2019-го стало известно, что Борис Иванович продает свою долю акций института (а ему, предположительно, принадлежал контрольный пакет), который он вытащил из трясины 90-х, сохранив и оборонных заказчиков (ОАК, ОДК, "Вертолеты России" и т. д.), и найдя гражданских.

Роковым стал как раз начатый ГАПом проект комплексной модернизации КАЗа, за который институт взялся не только как проектировщик, но и как строитель, и как поставщик оборудования, - к этому времени "Гипронииавиапром" стал предприятием полного цикла. Сумма полученных в 2015-2016 годах контрактов точно неизвестна, но, предположительно, это не менее 10 млрд рублей. Предполагается обновление всех основных производств КАЗа (сборочного, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного), энергетики, летно-испытательного комплекса, а также строительство нового корпуса агрегатной и окончательной сборки, инженерного центра, топливо-заправочного и ангарного комплексов. Одни эксперты полагают, что стремление все делать самому и подвело ГАП, загнав его в долги. Другие добавляют, что институт заманили в долговую ловушку намеренно - при помощи схем, создавших сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Итог: 50% + 1 акцию получила "Технодинамика".

Who is mr. Раковец

"Технодинамика" входит в возглавляемый Анатолием Сердюковым авиационный кластер "Ростеха", но при этом принадлежит частной группе компаний "Динамика" банкира Виктора Григорьева. В "Технодинамике" - 35 компаний авиационной и космической промышленности, которые проектируют и выпускают комплектующие, агрегаты, тренажеры, беспилотники, парашютные системы.

Сам Григорьев - личность хотя и не особо публичная, но в оборонке очень известная. Некогда он был партнером Сергея Недорослева, создавшего группу "Каскол", владевшую акциями важнейших оборонных предприятий. В 2005 году генеральный директор "Оборонпрома" Денис Мантуров (ныне министр промышленности и торговли РФ) предложил Григорьеву возглавить дирекцию вертолетных программ, так что холдинг "Вертолеты России" в том числе и его детище.

В Татарстане бизнесмен известен прежде всего по громкому делу НПО "ОКБ им. Симонова", и, по некоторым данным, сегодня банкиру опосредованно принадлежит примерно 46% акций бюро. Утверждают, что Григорьев хотя и самостоятельный бизнесмен, но его правильнее воспринимать как одно из ближайших доверенных лиц Мантурова.

Сначала Тихомиров оставался у руля института, хотя уже тогда говорили, что фактически руководит Раковец, назначенный исполнительным директором ГАПа в октябре 2019 года. Здоровье Бориса Ивановича стало сдавать, и в конце концов он покинул пост главы ГАПа, оставшись председателем совета директоров, а менее чем через неделю 74-летний старожил авиапрома скончался - инфаркт на фоне коронавируса. Гендиректором назначили Раковца. До этого он был известен как генеральный директор АО "Казанский оптико-механический завод".

Считается, что Раковец - один из приближенных гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Николая Колесова, в бизнес-империю которого входит КОМЗ. Предприятием Раковец руководил до июня 2018 года. Потом он оказался в должности гендиректора крэтовского Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ) - разработчика и производителя бортового радиоэлектронного оборудования для Су-35, Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28. Отметим, что еще в бытность Раковца руководителем КОМЗа Колесов попытался сделать его гендиректором АО "Казанский вертолетный завод", но неудачно… После РПКБ пришла очередь "Гипронииавиапрома", причем, как заверяют источники "БИЗНЕС Online", поставил Раковца вовсе не Колесов, а едва ли не сам Григорьев.

Михаил Погосян был прав?

Наши собеседники отмечают, что вряд ли Раковец полностью осознавал, во что ввязывается, хотя к тому времени уже было понятно, что срок окончания модернизации КАЗа (изначально - 2020 год) срывается. Но зато "Технодинамика" взялась решить все финансовые проблемы модернизации. Были заключены дополнительные соглашения об увеличении авансирования, договорились о кредите. "Холдинг проблему финансирования решил, - рассказывает наш источник. - Авансирование - в полном объеме и без срывов, плюс дали дешевые - под 1 процент - кредиты".

Вместе с тем фундаментальная проблема так и осталась. Напомним, в авиастроительной среде уверены, что проще было снести КАЗ и отстроить заново, нежели модернизировать старые здания.

"Михаил Погосян, когда еще был президентом Объединенной авиастроительной корпорации (в 2011-2015 годах - прим. ред.), видел модернизацию именно как новое строительство, хотя и поэтапное, - говорит один из наших собеседников. - Но после него в ОАКе и минпромторге решили, что новое строительство - это слишком расточительно: дескать, вон как много имеющихся площадей. Да, они вроде как есть, но на самом деле нет - старье же. С точки зрения проектирования и строительства делать новое проще. А то начинаешь смотреть, и оказывается, что фундамента нет или он плохой, колонна снаружи нормальная, а на самом деле гнилая, появляются непредвиденные работы… На заводе, условно, 100 цехов, и все они пошли в реконструкцию. А по уму надо было перетрясти, сделать из них 15 производств, снося старое и формируя новое. Именно так в свое время поступили на КВЗ. То есть перед реконструкцией надо было сделать технологический мониторинг и переформатировать завод".

В итоге, по словам нашего источника, реконструкция превратилась в нечто маловразумительное: "Из десятка объектов сдали один - охранный периметр с проходной. Между тем весь завод стал стройкой. А каково это! Тут строят и рядом же детали делают. А если бы пошли по предлагавшемуся Погосяном пути, стройка была бы изолирована от производства". Но, может быть, еще не поздно? "Увы, назад не вернуться, - уверен наш источник. - И денег много ушло, и работы немало сделано". Тем не менее, по его словам, конца модернизации не видно. "Очень большое отставание от темпов, которое сказывается на основной продукции", - оценил в беседе с "БИЗНЕС Online" текущую ситуацию на КАЗе советник премьер-министра РТ Назир Киреев.

Опытный руководитель, но…

По мнению одного из наших источников, дело и в том, что директор КАЗа перестал быть хозяином своего предприятия, каким был, например, Виталий Копылов (директор КАЗа в 1973-1994 годах). "Сейчас они не хозяева: что сверху говорят, то и делают", - констатирует наш собеседник. На это же в беседе с "БИЗНЕС Online" обратил внимание председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев: "В Москве должны понять, что заводу надо дать полномочия - нельзя всем руководить на расстоянии. Ставят человека без полномочий, решить ничего невозможно. А кого присылают? Одних финансистов, которые только и видят, что денежные потоки, а надо, чтобы видели самолеты".

По словам одного из наших собеседников, сказывается и постоянное удорожание стройматериалов: "Работают по договорам, которые были в 2016 году, а дополнительных соглашений не заключается. По уму, надо переутвердить сметную часть в текущих ценах, а то денег не хватит. Их и в начале-то не хватало, а теперь тем более". На удорожание как на один из факторов обратил внимание "БИЗНЕС Online" исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

"Проблемы КАЗа связаны, например, со сметами, в которых учесть текущую инфляцию невозможно. Закладывается одно, проект длинный, и на выходе получаются совсем другие цифры. Второй момент - закупка высокопроизводительного оборудования. Технологи хотят самое современное европейское и японское; санкционные ограничения, конечно, затрудняют поставки, поэтому не всегда удается получить предполагавшийся облик линий и цехов. Словом, в ряде случаев проектировщик остается крайним", - Олег Пантелеев, "АвиаПорт".

Что касается Раковца, то, по словам одного из наших источников, он опытный руководитель, но тема ГАПа сильно отличается от того, чем он раньше занимался: "Ему бы там, где детали, агрегаты делают, все же заводы похожи по принципам управления, а ГАП - специфичная фирма. Наверняка ему было очень трудно… Думаю, причина отставки в том, что он не знает проектирования и строительства".

Также есть мнение, что Раковец уходит, поскольку выполнил одну из главных задач - почти полностью сменил управление институтом, ликвидировал гаповское строительное подразделение, которое создавало немало проблем. Вместе с тем говорят, что он все же справлялся с другой текущей работой компании, а это примерно 60 проектов по всей стране, в том числе гражданских. Среди наиболее интересных источник называл проектирование комплекса общественно-образовательного центра в Когалыме.

Челнинские пришли

По данным "БИЗНЕС Online", и. о. руководителя ГАПа назначен заместитель генерального директора по экономике и финансам, выходец из Набережных Челнов Айдар Валеев. Он пришел в институт со сменой собственника, т. е. это выдвиженец Насенкова. Напомним, что сам Игорь Георгиевич - челнинец, родился в автограде в 1975-м, окончил Камский политехнический институт по специальности "экономика и управление на предприятии". В 2000-2005 годах - на КАМАЗе: начальник производства вспомогательных цехов, директор департамента закупок ОАО "КАМАЗ-Металлургия". До 2008-го - коммерческий директор октябрьского завода "Автоприбор". Далее - в администрации Амурской области, которой тогда руководил Колесов. В 2009 году назначен первым заместителем гендиректора КРЭТ. С декабря 2016-го - гендиректор "Технодинамики". Таким образом, Насенков - тоже выдвиженец Колесова, но, как уверяют, сегодня он самостоятельная фигура. В "Технодинамику" из Челнов Насенков "выписал" своего бывшего шефа Ханафея Гарипова, у которого ходил в замах в "КАМАЗ-Металлургии", и сделал его коммерческим директором холдинга, среди прочего курирующим ГАП.

Кого в итоге назначат гендиректором ГАПа - вопрос открытый. "Бориса Ивановича ведь не заменишь, - скептически оценивает ситуацию Киреев. - Вернее, его может заменить только человек, который исповедует те же принципы… Первым для него было дело, его добросовестное исполнение… Сейчас кругом неспециалисты".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 13 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости