О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Знают каждый камушек в самом огромном регионе России": материал о штурманах АК "Полярные авиалинии"

Популярно мнение, что штурмана на борту воздушного судна заменила электроника. Так ли это на самом деле, мы спросили у летного состава АК "Полярные авиалинии"

Популярно мнение, что штурмана на борту воздушного судна заменила электроника. Так ли это на самом деле, мы спросили у летного состава АК "Полярные авиалинии".

Из точки А в точку Б без отклонения от маршрута

Старший штурман летной службы Сарыал Семенов отмечает, что штурман нужен для того, чтобы привести воздушное судно (ВС) из точки А в точку Б без отклонения от маршрута, с полным контролем пути по направлению.

- Чем занимается штурман Ан-24/26?

- Приведу пример. Для условного Боинга пилоты нужны, в основном, для взлета и посадки. Перед вылетом экипаж настраивает бортовой компьютер и забивает маршрут полета; после взлета на определенной высоте включает автопилот, а дальше всем управляет бортовой компьютер. Автопилот управляет и регулирует направление пути, высоту и скорость. Пилоты контролируют все действия автопилота и ведут радиосвязь.

Всю эту работу без компьютера на Ан-26 выполняет штурман (а на Ан-24 при отсутствии штурмана - второй пилот).

Вручную настраивается пилотажно-навигационное оборудование ВС; от взлета до посадки штурман проводит контроль пути по направлению, определяет путевую скорость, угол сноса, магнитный курс, направление и скорость ветра на этой высоте. По навигационной линейке НЛ-10М проводятся все эти вычисления. На рубежах границы УВД штурман докладывает диспетчеру УВД пролет точки границы, расчетное время прибытия и начало снижения на аэродром назначения. Экипажу штурман докладывает точку начала снижения, на каком расстоянии и с какой вертикальной скоростью занимать определенную высоту, и далее выполняется заход на посадку, согласно сборнику аэронавигационной информации. Работа требует огромной концентрации, знаний и опыта.

Общий стаж в авиации Сарыала Алексеевича Семенова - 34 года, общий налет - 11500 часов. Освоил 15 типов ВС, в том числе Ми-6, Ту-154, Ан-12, Ан-26 и т.д.

Экипаж Ан-26 состоит из 5 человек (командир, второй пилот, штурман, бортмеханик и бортоператор), Ан-24 - из 3 человек (командир, второй пилот, бортмеханик).

Штурман первой эскадрильи Виталий Зебров отмечает, что большинство полетов он выполняет на Ан-26. На этих самолетах выполняются грузовые перевозки, тренировочные полеты по сбрасыванию парашютистов и груза, иногда - рейсы по транспортировке пациентов с Covid-19. Кроме того, Ан-26 задействованы в круглогодичном дежурстве по поисковому и аварийному-спасательному обеспечению пилотов (ПАСОП).

- На наших Ан-26 еще сохранились рабочие места для штурманов. Раньше они были на всех самолетах. На Ан-26 в отличие от Ан-24 есть спецоборудование для поиска судов, потерпевших бедствие - имеется автоматический радиокомпас, который работает на аварийных частотах. С этим спецоборудованием работает штурман.

Как правило, предполетная подготовка начинается за час до рейса. Штурман активно участвует в расчете топлива, безопасной высоты, других параметров важных для сохранения безопасности полетов.

В полете работаем со спутниковыми приборами, ведем радиосвязь по маршруту.

Важно обучить этому и второго пилота. Закрепляем их знания о том, как определять фактическую скорость самолета с учетом ветра. На основе этих данных рассчитывается топливо, которое потребуется для полета в обе стороны с дозаправкой.

В месяц я налетываю около 60-80 часов. Раньше работал в Норильском объединенном отряде, обслуживали военные организации, выполняли посадку на дрейфующий лед. Летали по Северному Ледовитому Океану, ориентировались по солнцу, по луне. Сейчас, безусловно, во многом нас заменила спутниковая навигация.

Найти штурманов - большая проблема

Штурман эскадрильи Ан-24/Ан-26 Мурат Бабаджанов рассказывает, что новоприбывшие пилоты сначала проходят наземную подготовку, изучают РПП АК, РД, РЛ, ВС, повторяют воздушную навигацию, метеорологию, аэродинамику и так далее. Спустя 1.5-2 месяца у них принимают зачеты. После этих процедур производится допуск к учебным полетам с пилотом-инструктором. Налетав 50 часов, второй пилот проходит квалификационную проверку на технику пилотирования, получает допуск к полету без штурмана и закрепляется за командиром, с которым должен отлетать 200 часов.

По словам собеседника, сами штурманы нередко приходят из военной авиации. Все - возрастные. Найти специалистов - большая проблема. В последние десятилетия учебные заведения не обучают на штурманов гражданской авиации, а те, у кого было профильное образование, переобучились на пилотов. "Лет через десять, видимо, нас вместе с Ан-26 спишут", - шутит Бабаджанов.

Штурманская подготовка

Леонид Гутковский является штурманом эскадрильи Ми-8.

- Моя работа в АЭ Ми-8 регламентируется должностной инструкцией штурмана АЭ.

Основное направление работы с летным составом - повышение уровня штурманской подготовки летного состава АЭ, направленной на повышение уровня безопасности полетов в штурманском отношении, проверке умения грамотного использования навигационного оборудования, умения пользоваться документами и сборниками АНИ, качества и полноты расчетов при подготовке к полету, контроль обеспечения экипажей необходимым снаряжением, справочными материалами.

Для достижения заданных целей проводятся плановые занятия, занятия во время проведения сезонной подготовки, предварительная подготовка, проверка отработки рабочих планов, индивидуальная работа.

Специфика работы на вертолетах заключается в выполнении полетов по всей республике, в отрыве от базового аэродрома - в Батагае, Тикси, Зырянке, Нюрбе, Среднеколымске. При подготовке экипажей для отправки на оперативные точки, проводится предварительная подготовка с экипажами на предмет знания района предстоящих полетов, рельефа местности, климатических условий, аэропортов и посадочных площадок.

При проверке полетных заданий в которых я расставляю группы сложности и подписываю рабочие планы полетов, по качеству расчетов и их заполнения, я могу судить об уровне подготовки второго пилота в штурманском отношении. Это и расчет потребного количества топлива на полет, и расчет безопасных высот полета по участкам применительно к соответствующим условиям полета (днем, ночью, равнина или горы, визуальные или полеты по приборам, по видам работ - пассажирские ил АСР и сан/зад.). При выявлении недостатков, проводится индивидуальная работа с пилотами для их устранения и недопущения в будущем и доводятся на разборе полетов за месяц до всего летного состава АЭ.

На вертолетах Ми-8 экипаж состоит из 3 человек (командир, второй пилот и бортмеханик). По словам второго пилота Ми-8 Тимура Фаткулова, если ему предстоит вылет на незнакомую местность, он всегда консультируется со штурманом эскадрильи.

- В армии нас, вторых пилотов на вертолетах Ми-8, называют летчиками-штурманами. Все что, что касается обязанностей штурмана, на Ми-8 лежит на вторых пилотах.

Знать район полетов, уметь ориентироваться в любое время суток, владеть навигационным оборудованием вертолета, сделать расчет топлива на полет исходя из характера задания на полет - это все наши обязанности.

Якутия представлена практически всеми географическими зонами, разве только нету песчаных пустынь, степей и тропиков - и все это учитывается в нашей работе в качестве штурмана на Ми-8.

Я регулярно взаимодействую со штурманом по навигационным вопросам, особенно при полетах в арктических районах. Советуюсь с Леонидом Ивановичем по расчетам высот, топлива, ведению визуальной ориентировки. С ним всегда можно связаться, даже если находишься от него в паре тысяч километров.

Наш штурман эскадрильи всегда идет в ногу со временем, изучая новые навигационные системы, общается с молодежью на эти темы, прекрасно разбирается во всех новинках, касающихся штурманского дела.

Леонид Иванович владеет огромным объемом информации, пробыл 20 лет на севере Якутии, знает каждый камушек в самом огромном регионе России. Не всякий командир может рассказать то, что он знает. Это очень облегчает мою работу....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка