Автор: Сергей Маржецкий
Опубликовано: 13.07.2021, 17:50
 

Как правительство само "ставит крест" на мировом успехе лайнера МС-21


[image]

Правительство РФ решило выделить огромные средства на развитие гражданского авиастроения. В ближайшие 10 лет должно быть построено свыше семисот новых самолетов и вертолетов разных классов. Казалось бы, радению кабинета министров о проблемах отрасли можно только аплодировать, но все равно нашлись недовольные, которые считают, что гражданские чуть ли не "обокрали" военных, а бюджетные средства надо направить на нужды ВКС РФ. Более того, отдельные эксперты считают, что выделяемые суммы являются избыточными, а то и вовсе вредными. Но так ли это на самом деле?

Давайте сперва пройдемся по списку того, на что выделяются 1,84 триллиона рублей. Сумма и правда впечатляющая, но что страна получит на выходе?

Прежде всего, это МС-21, самый перспективный отечественный гражданский авиалайнер, наша "большая белая надежда". В ближнемагистральном сегменте господдержку получат "Суперджет-100" и турбовентиляторный Ил-114. Для региональных перевозок будет использоваться легкий самолет "Байкал" (ЛМС-901). Также перед "Ростехом" поставлена задача разработать 5 моделей новых многоцелевых вертолетов. А всего до 2030 года в стране будет произведено 735 гражданских летательных аппаратов. Итак, что мы видим? Наконец-то, финансовый поток щедрой рекой пошел на восстановление авиастроительной отрасли. Будут закрыты все рыночные ниши, кроме, разве что, дальнемагистральной. Более того, по прогнозам специалистов, к 2030 году государство сможет вернуть до 450 миллиардов рублей в виде налогов. И это очень положительная тенденция. Однако без подводных камней нам никак не обойтись.

Сперва стоит разобраться с претензиями по поводу того, что за счет развития гражданских якобы "обкрадываются" военные программы. Это совсем не так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что на нужды гражданского авиастроения средства выделяются в основном не из федерального бюджета, а преимущественно из ликвидной части ФНБ. Да, это фонд вкладывает 1,59 триллиона рублей из 1,84 триллиона, и только 244 миллиарда пойдет из госбюджета. То есть, нельзя говорить о том, что финансирование МС-21 или Ил-114 осуществляется за счет секвестра расходов на производство военных самолетов. Напротив, стоит радоваться, что средства ФНБ идут именно в развитие отечественной промышленности, а не в какие-нибудь "фантики" иностранных ценных бумаг. Но на этом, увы, хорошие новости пока что исчерпываются.

Следует учитывать, что российские самолеты выйдут на рынок в крайне непростое время. Из-за последствий пандемии коронавируса объемы воздушных перевозок резко сократились, а вместе с ними упал и спрос на новые авиалайнеры. МС-21 и обновленному "Суперджету-100" придется конкурировать с продукцией ведущих западных корпораций, которая традиционно доминирует на мировом рынке. Если внутри России отечественные самолеты вполне можно пристроить авиакомпаниям при помощи льготных лизинговых программ и разнообразных методов убеждения/принуждения, то за рубежом это может и не сработать. Куда еще реально мы можем продать, например, среднемагистральный МС-21? В Беларусь? В страны СНГ? В находящиеся под санкциями КНДР и Иран? В Венесуэлу? Пожалуй, только туда, и это при условии, что корпорация "Иркут" научилась на ошибках "Суперджета" и заранее подготовит всю необходимую для постпродажного обслуживания инфраструктуру.

Необходимо объяснить, почему мы столь пессимистичны относительно перспектив выхода МС-21 и обновленного "Суперджет-100" на широкий международный рынок. Проблема заключается как раз в 1,8 триллиона рублей, которые выделяет на развитие гражданского авиастроения государство. Дело в том, что Россия по-прежнему состоит во Всемирной торговой организации, а ее нормы подобную поддержку прямо запрещают.

Да, корпорации Boeing и Airbus давно судятся между собой в рамках ВТО, обоснованно обвиняя друг друга в скрытой государственной поддержке авиапрома. Апелляционный суд ВТО установил, что Boeing получил от Пентагона и НАСА субсидии в размере 5,3 миллиарда долларов, которые пошли на разработку новых моделей гражданских лайнеров, включая Boeing 787. Также американская корпорация пользовалась налоговыми послаблениями, которые ей предоставляли некоторые штаты, что вело к ухудшению конкурентного положения Airbus. Но и европейская корпорация не осталась в долгу. Расследование ВТО установило, что Airbus получил порядка 18 миллиардов в виде ссуд с заниженной ставкой, а также еще несколько миллиардов в виде так называемой "стартовой помощи" для реализации проекта лайнера A380.

Это столкновение непримиримых конкурентов привело к настоящей "войне пошлин" между США и Евросоюзом. Дело очень серьезное, где фигурируют огромные суммы. Недавно Boeing и Airbus приостановили длившуюся не одно десятилетие торговую войну, чтобы объединиться против Китая. КНР активно развивает национальное авиастроение и имеет большой внутренний рынок, потому у китайских самолетов есть хорошие шансы быть востребованными в Юго-Восточной Азии.

Но это далеко не все "воздушные бои" в рамках ВТО. Если в премиальном сегменте между собой борются Boeing и Airbus, то в сегменте ближне-среднемагистральных и региональных лайнеров сцепились канадский Bombardier и бразильский Embraer. Компания Bombardier смогла закрепиться на рынке во многом благодаря ссудам и банковским гарантиям, предоставляемым покупателям самолетов государственным экспортным агентством Канады (EDC, Export Development Canada). Потеснить ее Embraer смог при помощи финансируемых государством программ экспортного кредитования PROEX (Programa de Financiamento às Exportações) и программы государственной поддержки производства и экспорта BNDES-Exim, которая предоставляла льготные условия по кредитам для авиационной промышленности и гарантии. Несмотря на то, что ВТО признала эти действия неправомерными, обе компании по-прежнему продолжают получать постоянную финансовую поддержку.

И теперь в эту яму со змеями прыгнула с головой наша страна, которая начала финансировать напрямую из средств ФНБ гражданское авиастроение, даже не пытаясь как-то завуалировать государственную поддержку. Чем это может закончиться, догадаться нетрудно. Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.

Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких "странах-изгоях", несмотря на то, что это очень хороший самолет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 13 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости