Автор: Денис Тельманов
Опубликовано: 13.07.2021, 19:32
 

Конкурент F-35: каким будет первый российский однодвигательный истребитель

"Принципиально новый" боевой самолет России создается на базе концерна МиГ


[image]

"Ростех" анонсировал премьеру "принципиально нового" боевого самолета, который будет презентован в первый день авиасалона МАКС-2021. Как выяснила "Газета.Ru", этот самолет станет первым однодвигательным истребителем, а его разработка ведется на базе авиаконцерна МиГ. Эксперты считают, что экспортный потенциал новейшего истребителя может сравниться с американским бестселлером F-35.

Новый самолет будет делать авиаконцерн МиГ на базе одной из своих разработок, сообщил "Газете.Ru" источник в оборонно-промышленном комплексе.

"Это будет легкий многоцелевой самолет, способный работать как по воздушным, так и по наземным целям. Принципиальной особенностью будет его однодвигательная компоновка", - сказал собеседник издания.

Однодвигательные самолеты были сняты с вооружения ВВС России еще в 90-е годы решением тогдашнего главкома ВВС Петра Дейнекина. Но, как отмечает источник, "сейчас надежность двигателей позволяет создавать однодвигательные машины - они требуют меньшего расхода топлива и более экономичны при тех же массогабаритных характеристиках".

При этом самолет будет обладать развитой системой управления на базе искусственного интеллекта, которая позволит летчику минимизировать свое участие в пилотировании. "Беспилотные технологии поведения в пространстве будут активно использованы, так что в случае, например, ранения летчика или потери им сознания самолет продолжит полет и сможет безопасно вернуться на аэродром вылета", - пояснил представитель оборонной промышленности.

Кроме того, в создании машины будут применены все существующие технологии снижения радиозаметности, включая особую геометрию корпуса и специальное покрытие.

В МиГ не стали комментировать "Газете.Ru" характеристики нового самолета, посоветовав дождаться премьеры.

Авиасалон МАКС-2021, на котором будет представлен проект, пройдет в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ им. Громова с 20 по 25 июля.

Главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантеелев считает, что в производстве нового самолета могут быть задействованы любые российские авиазаводы, большинство из которых включены в ОАК.

"Между предприятиями уже построена довольно-таки серьезная кооперация. Будет ли это, условно говоря, Новосибирск (НАПО) или Комсомольск-на-Амуре (КнАПО) - да, в общем-то, совершенно не принципиально. Луховицы, "Сокол" - все предприятия могли бы в рамках кооперационных поставок производить какие-то, скажем так, агрегаты, узлы, комплектующие", - сказал эксперт "Газете.Ru".

Старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаил Барабанов предположил, что в создании истребителя будет участвовать КБ "Сухого", и сравнил новую машину с истребителем пятого поколения Су-57. "Я думаю, будет похоже на уменьшенный Су-57 с одним двигателем. Теперь МиГ и "Сухой" работают совместно", - добавил он.

"У нас истребитель пятого поколения Су-57 - тяжелый, а легкого истребителя пятого поколения до недавнего времени не было. Поэтому создание машины класса и размерности F-35, которая будет ориентирована на внутренний рынок в качестве замены МиГ-29 и на внешний в качестве замены МиГу и конкурента F-35, это, в общем-то, вполне логичная ниша", - пояснил Пантелеев.

По его словам, тяжелый истребитель востребован в странах с большой протяженностью границы или береговой линии, таких как Россия, а небольшим странам логичнее использовать легкие - они меньше и дешевле. "Если мы говорим о легком истребителе - да, действительно он дешевле и при строительстве, и при эксплуатации. Особенно если это однодвигательный самолет. Это, безусловно, очень снижает уровень расходов", - отметил Пантелеев.

Масса нового истребителя без вооружения может составить 17-19 тонн, что сравнимо с F-35, тогда как масса Су-57 достигает 30 тонн, продолжил эксперт.

"F-35 демонстрирует очень хороший экспортные показатели. Ротация широкая. Но есть ряд государств, с которыми можно поработать и которым можно предложить самолет, который будет достойным ответом на американский бестселлер", - добавил эксперт.

По словам Михаила Барабанова из ЦАСТ, экспортный потенциал нового самолета будет большим, особенно если его будут строить в кооперации с другими странами.

"Я думаю, что российская сторона попытается привлечь к созданию этого самолета какого-либо иностранного партнера - например, ОАЭ, с которым был подписан меморандум на эту тему", - пояснил Барабанов.

Он обратил внимание, что партнерство с ОАЭ будет уместным, поскольку разработка новой машины потребует вложений в несколько миллиардов долларов.

В ОАКе "Газете.Ru" сообщили, что не исключают совместного производства нового самолета с другими странами. "У нас уже был опыт организации совместного производства самолетов в той же Индии, также здесь эта модель вполне может быть использована при продаже за рубеж. Но пока об этом говорить преждевременно", - сообщил один из топ-менеджеров ОАК на условиях анонимности.

Придется подождать

При этом эксперты напоминают, что на МАКСе покажут лишь концепт самолета, а не летающий вариант.

"Как мы понимаем, это будет концепт, хорошо проработанная модель, которая внешне будет как "живая". Но говорить о том, что это уже программа, находящаяся в стадии, близкой к серийному производству, конечно, не приходится", - подчеркнул Олег Пантелеев.

Об этом же говорит и старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Он считает, что серийное производство новой машины начнется не раньше 2030 года. "Как я понимаю, это будет макет, а серия будет не раньше 2030 года", - отметил эксперт.

Экспортный потенциал

В поддержку проекта создан сайт, на котором выложен видеоролик с анонсом премьеры и запущен обратный отсчет до презентации. На кадрах представлены четыре локации - ОАЭ, Вьетнам, Индия, Аргентина, очевидно, символизирующие потенциальных покупателей новой машины. Также снят взлет самолета, контуры которого скрыты в дымке, его отражение в воде во время полета и часть передней стойки шасси.

"Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом", - говорится в сообщении Ростеха.

Олег Пантеелев из агентства "Авиапорт" считает, что новый самолет займет нишу легких истребителей МиГ-29 и составит на международном рынке конкуренцию американскому F-35.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 13 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости