О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКСимальная интрига: Нам покажут самолет-призрак

Скептики всякий раз сомневаются в эксклюзивности экспонатов и экспозиций на очередном Международном авиационно-космическом салоне

Скептики всякий раз сомневаются в эксклюзивности экспонатов и экспозиций на очередном Международном авиационно-космическом салоне (нынешний МАКС-2021 пройдет в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля). Мол, что тут будет нового? Все уже давно придумано. Внешне - все похоже: и на стоянке многочисленных модификаций самолетов, и в просторных шале, где располагаются экспозиции аэрокосмической отрасли. Особенности могут рассмотреть только профессионалы, которые находят новинки в деталях, которые и представляют особую ценность.

Заметим, что прошлый МАКС-2019 оказался достаточно "пустым" - особыми видимыми новинками не блистал, хотя и было подписано немало контрактов. И даже истребитель пятого поколения Су-57, в кабину которого российский президент Владимир Путин заманил приехавшего турецкого коллегу Реджепа Эрдогана, уже успел примелькаться. Но какой авиасалон без интриги? Вернее, без чего-то нового и желательно сногсшибательного.

На нынешнем МАКС-2021 сюрприз, в виде принципиального нового военного самолета, готовит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех). Впрочем, что это будет за "зверь" неизвестно, даже его внешний облик нигде еще не засветился, не говоря уже о ТТХ и вооружении. В представленном коротком видеоролике лишь мельком виден момент, когда самолет летит над водной поверхностью и отражается его профиль. Можно понять лишь, что это, скорее всего, боевой истребитель, но не более того и что у него там "принципиально нового" разобрать невозможно.

Здесь можно предположить, что самолет этот в природе еще не существует, возможно, есть его модель или макет, а скорее всего пока лишь графика. При этом в Ростехе еще до открытия авиационной выставки заявляют: "Новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионов мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом". Последние слова - с намеком на конкуренцию с американским истребителем F-35.

О планах по разработке истребителей уже шестого поколения сообщали ранее и в ПАО "Компания "Сухой", и конструкторском бюро "МиГ", работа инженеров продолжаются и сейчас. Такой перспективный истребитель, по мнению экспертов, должен обладать рядом особенностей.

К ним причисляют способность выполнять боевые задачи, как с помощью человека, так и без него, наличие радиофотонных радаров, передвижение на гиперзвуковых скоростях и возможность летать в околоземном пространстве - ближнем космосе. Предполагается и его оснащение лазерным оружием. То есть истребитель шестого поколения будет стремиться превзойти возможности уже существующих боевых самолетов пятого поколения. Эксперты утверждают, что страна, которая первой создаст такой истребитель, получит военное превосходство во всем мире.

В марте нынешнего года даже шла речь о том, что знаменитые российские брэнды "Сухой" и "МиГ", позабыв про извечную конкуренцию на рынке самолетостроения, готовы объединить усилия для создания истребителя шестого поколения. Об этом заявляли и индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации "Ростех" Анатолий Сердюков, и заместитель директора ОАК Илья Тарасенко, активно обсуждали эту тему в российских и иностранных СМИ.

Но вот, похоже, на нынешнем МАКС-2021 эти корпорации будут представлять свою продукцию по отдельности, если не успели за это время слить воедино хотя бы инженерно-конструкторскую мысль.

Чем может заинтриговать сейчас на МАКСе "МиГ"? Судя по сообщению госкорпорации "Ростех", сделанному еще в декабре 2021 года о начале опытно-конструкторских работ по созданию ПАК ДП - перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата МиГ-41, это может быть именно этот самолет. Известно, что проект этого дальнего истребителя-перехватчика разрабатываемого на базе МиГ-31, ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода "Сокол". "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" закончила так называемый бумажный этап работ и приступает к воплощению нового истребителя в металле", - заявили в Ростехе.

Новый истребитель МиГ-41 в глаза еще никто не видел, за исключением самих разработчиков, но внимание к нему уже привлечено во всем мире. Этот самолет обещает стать самым лучшим в своем классе - выше и быстрее никто не летает. Его качества уже активно обсуждают как отечественные, так и иностранные эксперты, которые сходятся в едином мнении - это истребитель будущего.

Вот как, например, оценивает этот самолет военный новостной портал Китая "Чжунго цзюньван" (официальный интернет-ресурс Народной освободительной армии КНР): "МиГ-41 - это высокоскоростной истребитель-перехватчик большой дальности, с радиусом боевого действия в 1400-1500 километров, обладающий способностью к скрытности. Максимальная скорость полета будет превышать 4 Маха, поэтому он будет способен выполнять космические миссии. В будущем самолет будет включен в систему глобальной обороны России, а позднее будет презентована беспилотная модель истребителя".

Не менее лестные оценки дают новому истребителю и российские эксперты, утверждающие, что МиГ-41 объединит в себе все самые лучшие идеи и наработки российских инженеров-конструкторов. При этом этот самолет по своим характеристикам будет значительно превосходить западные аналоги, будет обладать современным вооружением и оборудованием, а пилот получит возможность полного контроля в боевой обстановке.

Член экспертного совета при коллегии ВПК Виктор Мураховский полагает, что при строительстве нового истребителя будут использованы самые современные материалы, в том числе титан, производство которого возрождено в России. По срокам реализации проекта МиГ-41 издание Avia. Pro полагает, что новый истребитель совершит свой первый полет уже в 2023 году, а к концу десятилетия будет запущен в серийное производство и начнет поступать на вооружение ВКС.

Каким при этом будет внешний облик нового истребителя, никто в точности сказать не может. Здесь можно предположить, что некое сходство с предшественником - МиГ-31 все-таки сохранится, ведь это разработка ОКБ им. Микояна, которое придерживается определенных традиций в создании самолетов.

Все ныне стоящие на вооружении ВКС России истребители имеют двухдвигательную компоновку и, вроде как, на такую конструктивную особенность самолета пилоты не жалуются - повышается маневренность и живучесть. Поэтому достаточно неожиданно прозвучало недавно сообщение российской компании "Сухой" о начале работ по созданию однодвигательного истребителя пятого поколения. Таким же озадачен и "МиГ". Традиционно - в состоянии конкуренции и закрытости друг от друга, а не работая над единой моделью, в данном случае, именно перспективного многофункционального легкого истребителя со способностями для наземной штурмовки.

Деньги в этом случае - в разлет, равно как и конструкторская мысль двух российских авиационных "монстров". Так уже бывало не раз, когда "Сухой" и "МиГ" работали над одинаковыми проектами независимо друг от друга и, случалось, что взаимно бесперспективно.

Примеров такому "сотрудничеству" немало. Вот о планах по разработке "шестерки" ПАО "Компания "Сухой" сообщала еще в 2016 году, когда "пятерка" Су-57 еще имел весьма смутные перспективы. Не стояли на месте тогда и инженеры конструкторского бюро "МиГ", которые на авиасалоне МАКС-2015 представили самолет известный как "изделие 1.44" - многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ). По словам авиаконструктора Ованеса Микояна, принимавшего непосредственное участие в его создании, новый истребитель мог получить название МиГ-35. Однако в итоге МФИ сняли с "дистанции", а нынешний многофункциональный истребитель МиГ-35 стал результат глубокой модернизации боевых самолетов МиГ-29М/М2, первые из которых поступили на вооружении ВВС в 2019 году.

Говоря о планах по консолидации активов "Сухого" и "МиГ" в единое военно-авиационное подразделение, можно вспомнить и судьбу МФИ. Его история и уникальна, и драматична одновременно. Забегая вперед, отметим, что "изделие 1.44" стало жертвой конкурентной борьбы между двумя отечественными производителями боевых самолетов, когда в итоге приоритет получило "изделие Т-50" (Су-57), а "мигаря" спрятали под сукно.

Работы над созданием этого истребителя начались даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом F-22 Raptor (первые испытания начались еще в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Актюбинском). Американец вовсю летает (уже и его производство прекратили, дав дорогу F -35), а российский МФИ поднимался в небо лишь единственный раз, 29 февраля 2000 года. Боевую воздушную машину, долгие годы считавшуюся секретной, практически никому не показывали, а в последние годы она вообще пылится под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М.Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот поднимавший МФИ в небо, до сих пор хранит "военную тайну" и практически ничего об этом самолете не рассказывает.

Не раскрывает сейчас и Ростех тайну боевого самолета, который будет презентован на МАКС-2021. Речь идет о том, истребитель будущего, именно представят, а не покажут и уж точно не поднимут в небо над аэродромом ЛИИ им. Громова в Жуковском. Пока это самолет-призрак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка