О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Любить надо свое дело, увлеченным быть в своей профессии". Сергей Крючков об отце и себе

18 июня 1976 года в Якутии были выполнены первые пассажирские перевозки из Магана в Чурапчу и Амгу. Этими рейсами была начата эксплуатация данного типа самолета в Якутском управлении гражданской авиации

18 июня 1976 года в Якутии были выполнены первые пассажирские перевозки из Магана в Чурапчу и Амгу на новом для отечественной авиации самолете Л-410 УВП-Э. Этими рейсами была начата эксплуатация данного типа самолета в Якутском управлении гражданской авиации.

Первые полеты Л-410 "чебурашка" совершила в Якутии

Но еще за три года до начала официальной эксплуатации самолета Л-410, министерство гражданской авиации СССР определило две базы для проведения испытаний. Ими стали холодный Якутск и жаркий Ташкент. В марте 1973 года в северную столицу крылатую машину перегнал Анатолий Федорович Крючков, занимашний тогда должность заместителя летно-штурманского отдела ЯУГА. Позднее он и стал командиром первой в Якутии авиационной эскадрильи Л-410.

Крючков вместе с коллегами определил перечень трасс и аэродромов для проведения полноценных испытаний, шла подготовка летного и инженерно-технического состава для нового типа воздушного судна. Через год, после первых полетов "чебурашки" над просторами Якутии, было принято решение о выделении еще нескольких единиц в Маганское авиапредприятие ЯУГА.

Успешно пройдя все испытания в условиях сурового северного края, Л-410 был рекомендован к эксплуатации. С лета 1976 года на нем начали выполнять регулярные пассажирские перевозки, которые длятся и по сей день.

Роль Анатолия Крючкова в этом деле неоценима. Как вспоминают ветераны авиации, он был отличным методистом, талантливым инструктором, летчиком от бога. Не один десяток молодых пилотов получили из его рук него путевку в небо, став командирами воздушных судов. В первую очередь, Л-410.

Отец очень ценил и уважал эту машину

Накануне 45-летнего юбилея первого пассажирского рейса на Л-410 в Якутии, мы встретились с главным инженером авиационно-технической базы "Полярных авиалиний" Сергеем Анатольевичем - сыном легендарного летчика Анатолия Крючкова.

- Мой отец коренной москвич, приехал в республику в 1953 году после окончания Сасовского училища, - рассказывает Сергей Крючков. - Как и все пилоты в послевоенное время, он много работал на исследованиях и разведке месторождений драгоценных металлов и камней, проводил аэрофотосьемку. Много летал Ан-2. Возили экспедиции, осваивали участки в Ленском и, Алданском районах. Конечно, пассажирские перевозки тоже выполняли.

Их авиаотряд базировался в Алдане. Все свое детство я провел на аэродроме. С товарищами "облазил" весь Ан-2, знал название каждой части и детали. Было очень занятно и любопытно наблюдать, когда летчики и техники вместе проводили обслуживание самолетов.

Поэтому выбор будущей профессии передо мной не стоял. К сожалению, из-за зрения не смог пройти отбор на пилота, но, тем не менее, после окончания школы поступил на инженера-механика по эксплуатации самолетов и двигателей в Рижский краснознаменный институт инженеров гражданской авиации.

Учеба прошла как один миг. С однокурсниками до сих пор держим связь, а с Мыреевым Иваном и Василием Саввиным работаем вместе.

В 1970-х годах много летали Л-410. По сравнению с Ан-2, он нравился пассажирам по комфорту. В нем были применены новые технологии и материалы, которых в СССР еще не было. Это отличный самолет, недаром он еще летает. Отец очень ценил и уважал эту машину.

В 1976 году образовалась первая эскадрилья Л-410 в составе Маганского авиапредприятия. Моего отца пригласили командиром, и вплоть до 1987 года он проработал в Магане.

Авиационно-техническая база Якутского авиаоотряда считалась ведущей

После окончания института попросился в Якутск. Хотели направить к отцу, но я отказался. Устроился в АТБ Якутского объединенного авиаотряда. Конечно, мне предстояло сначала пройти полугодовую стажировку. Такая была система - месяц в цехе, второй - в ремонтной и так далее. Научился даже тросы плести. То есть инженер должен был пройти все этапы, и только потом начальник принимал решение на какой фронт работы тебя направить.

Раньше наше АТБ считалось ведущим по низким температурам в СССР. Все, что касалось испытаний новой авиационной техники в зимнее время, проводились здесь в технико-конструкторском бюро - все наработки, научные исследования.

Авиационный инженер - творческая, интересная работа

В первую командировку в должности инженера я полетел в Зырянку. Там мы меняли правый двигатель на Ан-24. Закончили работу, а ночью аэродромщики пробили фюзеляж, когда выравнивали взлетку волокушами.

Посоветовавшись, решили поставить заплатку. Лететь через горный район, поэтому герметичность нужна. Поставили временную на шести заклепках. Экипаж облетал, свистит, но перепад давления держит. Разрешили перегон до Якутска.

Начал инженером, потом повысили до старшего инженера, начальника цеха. В 90-х начались сложности с финансированием. Они конечно были не только в авиационной отрасли.

Чтобы как-то обеспечить семью с тремя дочерьми, согласился на предложение Омской авиакомпании "Антей". Они тогда эксплуатировали Ан-12, обслуживали их в Ростове, а основная работа была в Объединенных Арабских Эмиратах.

Однажды нам пришлось восстанавливать практически с нуля Ан-12. При посадке в аэропорту Карачи (Пакистан) у самолета подломилась передняя стойка шасси и они сели на бетон, начался пожар. К счастью, экипаж не пострадал, разве что техник мизинец сломал. Самолет два года там простоял, прежде чем приняли решение восстановить его. Завезли запчасти, детали. Снимали их со старого Ан-12 этой же серии в Таганроге. В общем, через девять месяцев подняли его в воздух.

В середине 2000-х вернулся в Якутск. После работы в "СИРе", в 2007г. возглавил АТБ авиакомпании "Якутия", а с 2011 года работаю в "Полярных авиалиниях".

Я нисколько не жалею, что связал свою жизнь с гражданской авиацией. Это очень интересная и творческая работа. Любить надо свое дело, увлеченным быть в своей профессии.

Л-410 с именем Анатолия Крючкова

В апреле 2006 года, совместным решением профсоюзного комитета авиаторов, Росавиации,, департамента воздушного транспорта было принято решение о присвоении имени А.Ф. Крючкова самолету Л-410 с бортовым номером №RA 67664.

Этот самолет и сегодня эксплуатируется в авиакомпании "Полярные авиалинии", выполняя социально-значимые рейсы в районные центры республики и срочные санитарные задания.

Сергей Анатольевич Крючков отличник Аэрофлота, Почетный работник воздушного транспорта и ветеран авиации Якутии. С супругой Ларисой воспитал трех прекрасных дочерей. Души не чает во внуке Степане и внучке Марии. Старшая Анна живет во Флориде, средняя Лена выбрала профессию дизайнера и трудится в Омске, младшая дочь Мария работает журналистом в одном из федеральных телеканалов в Москве....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка