О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Русский F-35? Каким будет новый самолет "Сухого"

Сегодня открылся Международный аэрокосмический салон МАКС-2021. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, салон богат на премьеры

Сегодня открылся Международный аэрокосмический салон МАКС-2021. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, салон богат на премьеры. Посетители смогут увидеть российский лайнер МС-21 с двигателем ПД-14, а потенциальные заказчики - ознакомиться с экспортным Су-57Э. Но главной новинкой и интригой салона остается неназванный однодвигательный истребитель - новая машина "Сухого" под проектным названием "Легкий тактический самолет" (Су-ЛТС). Мы предположили, каким он будет, и какие перспективы его ожидают?

Один двигатель для пятого поколения Впервые о новом истребителе заговорили в мае - тогда источники ТАСС в отрасли поделились первыми подробностями неизвестного самолета. Так, однодвигательный самолет получит двигатель с отклоняемым вектором тяги, который обеспечит тяговооруженность на уровне единицы, что сравнимо с двухдвигательным F-22 (1,09) и однодвигательным F-16 (1,02). Это доказывает тизер, опубликованный "Ростехом" вчера - на видео попал фрагмент единственного сопла двигателя.

Не исключено, что самолет оснастят модификацией двигателя АЛ-31ФП с осесимметричным отклонением вектора тяги. Возможность менять вектор в диапазоне 15 градусов по вертикали наделяет самолет сверхманевренностью, необходимой истребителю пятого поколения. На форсаже этот двигатель развивает тягу в 12500 кгс, что может оказаться немалым для легкого истребителя. Также не исключено, что самолет получит двигатель, который пока именуется как "Изделие 30", разрабатываемый для Су-57. Самолет с двигателем тягой до 18000 кгс на форсаже совершил первый полет еще в 2017 году. Возможно, именно успехи с "Изделием 30" позволили начать разработку однодвигательного самолета.

Также в сети появились скриншоты из трансляции, внепланово включившейся на канале "Ростеха". Они позволяют судить о внешности машины. Так, новый самолет получил двухкилевое оперение на двух консольных балках. Между балками сохранено пространство для сопла двигателя. Стоит отметить, что подобное решение применялось на советском самолете вертикального/короткого взлета и посадки Як-141, где такую конструкцию обусловило подвижное сопло двигателя. Исходя из имеющихся изображений, самолет получил трапецеидальное крыло. Воздухозаборник под фюзеляжем самолета напоминает таковой на Boeing X-32. Это создавало зону прямой видимости лопаток компрессора двигателя, что сводило на нет "стелс"-возможности "Боинга". Правда, обводы фюзеляжа и консолей говорят о преемственности с Су-57, что позволяет говорить о высоком уровне радиолокационной "невидимости" - вряд ли конструкторы не учли опыт иностранных коллег.

Судя по форме носа, за ним расположена РЛС, аналогичная таковой на Су-57, которую скрывает удлиненный радиопрозрачный купол. Напомним, ПАК-ФА получил РЛС с АФАР и 1526 приемо-передающих модулей. Также на макете виден оптико-электронный комплекс, который тоже может повторять решения Су-57, оснащенного системой 101КС "Атолл".

Зачем и почему? В тизерах "Ростеха" новый самолет сопровождали фигурой шахматного коня, который, как известно, ходит буквой "Г". Возможно, это намек на вертикальный взлет, который позволит превратить новинку в самолет для перспективных авианесущих крейсеров. Более того, возможно создание "обычной" версии, которая станет вторым российским самолетом пятого поколения - легким дополнением ПАК ФА. Не исключено, что на самолете применили наработки, полученные в ходе работы над Су-57. Косвенно, второй самолет сможет поработать и на престиж России, которая разработала лишь один самолет пятого поколения - в отличие от США и Китая.

Вместе с тем, источники говорят об экспортной направленности новинки. Судя по всему, российский самолет сможет занять нишу, которую по политическим причинам не могут занять американцы или китайцы. В этом случае однодвигательный тактический истребитель поможет российским авиастроителям добыть средства для ускоренного строительства и модернизации Су-57. Главное, чтобы новая разработка не пополнила коллекцию нереализованных проектов, или долгостроев, требующих модернизации еще до серийного выпуска. Скептики уже сомневаются в перспективах новинки, ставя в пример долгий путь Су-57 от кульмана до сборочного цеха. Напомним, программу по разработке истребителя пятого поколения инициировали в 2001 году, а макет самолета появился в 2004 году. При этом, первые 45 минут полета Су-57 совершил лишь в 2010 году. Сейчас построен один серийный самолет, который дополняет парк из десяти летных прототипов, а до конца 2024 года ВКС планируют получить 24 самолета из 76 заказанных. Поэтому можно предположить, что макет, который покажут на МАКС-2021 будет далек от серийного производства. Вместе с тем, имеющиеся данные о самолете позволяют говорить о его экспортных перспективах. По сути, "Сухой" готовит легкий истребитель с авионикой "полноценного" Су-57, который, вероятно, будет значительно дешевле конкурентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка