О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не первым делом самолеты. Открылся авиакосмический салон МАКС 2021

Сегодня, 20 июля, в подмосковном Жуковском открылся Международный авиационный салон "МАКС-2021", что стало одним из главных событий лета не только в России, но и в других странах

Сегодня, 20 июля, в подмосковном Жуковском открылся Международный авиационный салон "МАКС-2021", что стало одним из главных событий лета не только в России, но и в других странах. Российский авиасалон - единственное международное авиакосмическое шоу, которое состоялось, несмотря на пандемию короновируса. Другие известные площадки - британский Фарнборо и французский Ле Бурже - предпочли не рисковать. На салоне уже показали главную сенсацию - новый однодвигательный российский истребитель. Однако состояние гражданской авиации пока оставляет желать лучшего - новый МС-21 пока еще не запущен в массовое производство, а в стране создают всего лишь 15 гражданских лайнеров в год. Прибыв на авиакосмический салон "МАКС", президент России Владимир Путин осмотрел новый российский однодвигательный истребитель 5-го поколения, который, как обещали создатели из компании "Сухой", должен стать сенсацией авиасалона. Самолет Checkmate, на базе которого можно будет создать беспилотные аппараты, войдет в серийное производство в 2026-2027 годах. Президент, который как известно неровно дышит к военным разработкам, остался доволен увиденным. "Российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкуретноспобную авиационную технику", - сказал Путин на открытии салона. Однако, если в создании военных образцов в России все не так плохо, гражданская авиация еще пока не может похвастаться большими успехами. Ее новинки - это в основном хорошо модернизированные "старинки". Так, представленный на авиашоу Ил-114-300 - это модернизированная версия турбовинтового Ил-114, созданного в КБ "Ильюшина" в 1980-е годы. Главная и реальная новинка - российский среднемагистральный самолет МС-21, который должен выполнить свой показательный полет на "Максе", еще ждет своего часа. Это первый отечественный самолет, разработанный уже в новой России. Лайнер, который продемонстрируют на авиасалоне, будет оснащен отечественным двигателем ПД-14. Но сертификат на полет с российским двигателем самолет получит лишь в 2023 году, рассказал "Российской Газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Быстрее всего к потребителям должен дойти самолет с американским двигателем, это произойдет в 2022 году, что, как рассказал министр, "позволит начать поставки самолета авиакомпаниям". Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что внутри страны новый самолет может быть востребован национальными перевозчиками "благодаря различным мерам поддержки со стороны государства и наличию разных финансовых инструментов для его приобретения". Член коллегии Военно-промышленной комиссии Сергей Смирнов рассказал, что к новому самолету есть интерес и со стороны иностранных государств: "Насыщение нашего рынка и развитие системы послепродажной поддержки создадут условия для активизации продвижения МС-21 на экспорт", - сказал Смирнов, которого цитирует РИА Новости. Однако о перспективах машины в других странах сказать сложно из-за "высочайшей конкуренции на мировом рынке" говорит Баранов. В первую очередь, речь идет о таких гигантах как Airbus и Boeing, которые "вряд ли добровольно отдадут даже небольшую долю МС-21". Эксперт считает, что в конкурентной борьбе оба гиганта будут оказывать давление даже на рынок стран СНГ, где машины могут быть востребованы: "Зная их финансовые возможности, поддержку властей Европы и США, нетрудно предположить, что отечественному самолету будет очень непросто завоевать часть рынка, но все же это возможно. Властям страны уже сейчас нужно разрабатывать меры поддержки МС-21 на мировом рынке, активно продвигать лайнер", - говорит Баранов. Главное препятствие в продвижении самолета на зарубежные рынки - это инфраструктура для его обслуживания: "Скорее всего РФ придется потратить значительные средства на эти цели, чтобы стимулировать спрос в других государствах. Наконец, нужно добиться полной комплектации данного самолета только отечественными деталями и узлами, чтобы исключить риск запрета на поставку иностранных комплектующих, что может отразиться на спросе на него в других странах", - говорит Баранов. Санкции практически свели на нет сотрудничество России и Запада при создании самолета МС-21. Российским властям пришлось пережить немало трудностей: "Перед нашими глазами пример с материалами для композитного крыла МС-21: западные страны ограничили поставки и нам пришлось в кратчайшие сроки разработать собственные материалы", - рассказывал в недавнем интервью "Ведомостям" глава Ростеха Сергей Чемезов. Пандемия помогла "Суперджету" Постановка на крыло нового российского гражданского самолета МС-21 должна подсластить пилюлю для российской гражданской авиации после неудачи с другим проектом среднемагистрального лайнера Сухой SSJ-100, совместной разработки России с рядом европейских стран. Лайнер поначалу вызвал интерес за рубежом, однако впоследствии от него стали отказываться из-за плохой системы постполетного обслуживания. Масло в огонь добавили и катастрофы самолета - одна во время демонстрационного полета в Индонезии в 2012 году, тогда погибло 45 человек, а затем в 2019 года в Шереметьево, когда погиб 41 человек. При этом, как отмечал летчик испытатель самолета Александр Иванов, проблемы самолета были известны заранее и их можно было доработать. В своем письме в Генпрокуратуру он обозначил 12 недостатков самолета, отметив, что они "могут спровоцировать экипаж к выполнению неправильных действий". По иронии судьбы, вторую молодость SSJ-100 дала пандемия коронавируса: "Резкое снижение пассажиропотока и ограничения на заполняемость кресел пассажирских салонов гражданских лайнеров привели к тому, что использование 100-местной машины оказалось значительно более эффективным, нежели полеты на более вместительных самолетах", - писал Коммерсант со ссылкой на игроков отечественной авиаиндустрии. Самолету помогла и господдержка со стороны властей. Однако главной проблемой воздушного судна остается большое количество импортных деталей - он на 80% состоит из иностранных компонентов. Новая версия самолета, о которой говорил Мантуров, появится в 2024 году и будет содержать уже 70% отечественных деталей. "Увеличение доли отечественных комплектующих в обновленной модели снижает риски введения санкций против этого самолета, что, конечно же, хорошо. Но главным должно стать развитие аэродромной и аэропортовой инфраструктуры в стране, что позволит увеличить загрузку данных лайнеров и обеспечит высокий спрос на них", - комментирует слова министра Баранов. Не как "сосиски" В последние годы авиационная индустрия страны пережила множественные слияния, которые не все оценивают положительно. Если в СССР с его монополизацией всего и вся фирмы МИГ и "Сухой" сегодня оба производителя находятся в составе Объединенной авиастроительной корпорации подконтрольной компании, подконтрольной Ростеху. Как отмечает Баранов из УК "Финам", слияния на отечественном рынке продиктованы рядом факторов: "В первую очередь это возросшая конкуренция в отрасли, постоянно растущие требования к эффективности деятельности. Во-вторых, это стремление производителей сократить свои расходы, ведь большие компании могут покупать больший объем товаров и услуг, что сказывается на их цене. В-третьих, объединение усилий инженерных и научных кадров позволяет быстрее выпускать новую технику, предлагать наилучшие конструкторские решения, снижать риск ошибки". Эксперт предполагает, что тренд на консолидацию в отрасли продолжится хотя вряд ли дойдет до того, чтобы на рынке доминировал лишь один производитель: "Скорее всего, их будет несколько, и у отечественных компаний есть шанс остаться в числе мировых производителей, учитывая их огромный опыт и уникальный интеллектуальный потенциал". Уникальный потенциал у России несомненно есть. Страна, родившая гениальных авиаконструкторов, таких как Туполев Яковлев и Илюшин несомненно не может себе позволить жить без собственной гражданской авиации. Правда уже не может позволить себе советские объемы производства. "Мы делаем ракеты как сосиски", - с бравадой в голосе говорил американцам советский вождь Никита Хрущев и ему было что предъявить. Во время своего триумфального визита в США он прилетел в эту страну на роскошном по тем временам Ту-114, созданном на основе бомбардировщика Ту-95. Те времена давно прошли, и делать самолеты как "сосиски" в сегодняшних условиях уже не получится. Но по данным центра аналитики ОПК ПСБ, в стране сегодня в год производится всего лишь 15 гражданских самолетов и, пока их не будет производится хотя бы 30, о покорении неба можно забыть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка