О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2021: ЦАГИ провел семинар по прочности авиационных конструкций

Сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС) будущего должны быть легкими, надежными в эксплуатации и комфортными для пассажиров

Сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС) будущего должны быть легкими, надежными в эксплуатации и комфортными для пассажиров. Вопросы создания научных основ для повышения эксплуатационного ресурса СПС обсуждались на 12-м научно-техническом семинаре "Перспективные авиационные конструкции (АК) гражданских самолетов. НЦМУ "Сверхзвук": инновационные технологии для создания нового поколения СПС". Мероприятие стало частью научно-деловой программы Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") на авиасалоне МАКС-2021 и прошло на площадке Технопарка ЦАГИ.

Семинар был организован в рамках деятельности подразделения НЦМУ "Сверхзвук" - лаборатории "Прочность и интеллектуальные конструкции", весомый вклад в работу которой вносят ученые комплекса прочности института. Его участниками стали свыше 70 представителей ведущих российских промышленных, научных и образовательных организаций авиационной отрасли, таких как НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ПАО "ОАК", АО "ЦНИИСМ", ПФИЦ УрО РАН, ФИЦ КазНЦ РАН, ИПРИМ РАН, КНИТУ-КАИ, ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина", МФТИ и др.

В этом году основной темой встречи было формирование научно-технического задела по исследованиям прочностных характеристик скоростной гражданской авиации. Мероприятие открыл заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" - начальник комплекса прочности ЛА Михаил Зиченков. В своем приветственном слове он коснулся важности новых подходов в организации исследований конструкций из современных материалов. "Сейчас для нас важно сформировать научно-технический задел с использованием самых прогрессивных методов и средств проектирования, разработки и эксплуатации для сверхзвуковой авиационной техники", - подчеркнул М.Ч. Зиченков.

В рамках семинара было сделано много интересных и важных с научной точки зрения докладов по перспективным конструкциям, методам их проектирования и анализа прочности. Выступали как ученые ЦАГИ, так и приглашенные докладчики - научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, академик РАН В.П. Матвеенко, заместитель главного конструктора ЦНИИСМ, академик РАН В.В. Васильев, декан факультета Южно-Уральского государственного университета, доктор технических наук С.Б. Сапожников, представители Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, ИМАШ РАН и др.

Одним из значимых на встрече был доклад координатора лаборатории "Прочность и интеллектуальные конструкции" НЦМУ, руководителя лаборатории прочности перспективных авиаконструкций ФГУП "ЦАГИ" Александра Шаныгина о применении бионических конструктивно-силовых схем (КСС) в конструкции СПС для решения критических задач прочности. Ученый привел результаты предварительной оценки эффективности использования бионических КСС для перспективных СПС, основанных на однонаправленных композитных структурах, формирующих жесткий реберный каркас, вспомогательных элементах на основе системы эластичных обшивок и ударозащитных слоев, специальных стыках и др.

Исследованию прочности каркасов нерегулярной структуры для сетчатых отсеков фюзеляжа было посвящено сообщение начальника сектора отделения статической и тепловой прочности ФГУП "ЦАГИ" Евгения Дубовикова. По сравнению с традиционными такие КСС обладают существенным потенциалом для повышения надежности и комфорта, при этом обеспечивая лучшую весовую эффективность конструкции планера.

Другие доклады специалистов центра авиационной науки касались разработки параметрического метода оптимизации деталей из механических метаматериалов (С.Э. Беликов, И.О. Кондаков), исследования защитных свойств авиационных конструкций при ударе нелокализованным обломком двигателя (А.В. Чернов, А.Н. Шаныгин), формирования рациональной концепции перспективного СГС (В.И. Бузулук, Д.И. Гилязев, Б.И. Гуревич, А.В. Кажан, В.Г. Кажан, С.А. Кузин), применения волоконно-оптических датчиков для измерения напряженно-деформированного состояния АК (М.М. Богатырев, В.В. Петроневич), расчетной оценки косвенного пути передачи звука через бортовую сетчатую КСС конструкцию (А.Ю. Голубев, В.Ф. Копьев) и др.

Кроме того, в ходе семинара российскими учеными поднимались такие темы, как механика разрушения ортотропных композитов с трещинами, технология гибридных сетчато-ячеистых конструкций, анализ панельного флаттера подкрепленных пологих оболочек, применение лазерной ударной проковки для повышения усталостной долговечности металлических материалов и др. В завершение встречи состоялась дискуссия по озвученным проблемам.

Международная научно-техническая конференция ЦАГИ была инициирована в 2009 году для обсуждения актуальных вопросов в области прикладной прочности ведущими отечественными и зарубежными специалистами, участвующими в совместных проектах. С тех пор научная встреча организуется регулярно в период проведения авиасалона МАКС.

Подробнее о научной и деловой программе ЦАГИ на МАКС-2021 читайте здесь.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия:
  • ФГУП "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область);
  • ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва);
  • ФГУП "ГосНИИАС" (г. Москва);
  • ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск);
  • ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка