О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На чем летать будем. Есть ли у России шансы возродить свое авиастроение?

Минпромторг представил впечатляющий план спасения гражданской авиации России

Минпромторг представил впечатляющий план спасения гражданской авиации России.

6 июня на Камчатке разбился Ан-26, погибло 28 человек. Возраст потерпевшего крушение самолета - 39 лет, средний возраст авиапарка этого перевозчика - 30,4 года. У других компаний, летающих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, не лучше: Нарьян-Марский объединенный авиаотряд - 28,7 года, Чукотавиа - 33,8 года, "Полярные авиалинии" (Якутия) - 36,1 года, "Хабаровские авиалинии" - 29,7 года. Конечно, возраст в авиации не показатель, но проблема очевидна.

Счет уже на триллионы

Что предлагает Минпромторг? Из Фонда национального благосостояния для налаживания серийного производства, вывода на рынок и поддержки продаж отечественных гражданских самолетов выделяется 1,6 трлн руб. Еще 300 млрд выделят из госбюджета. План предусматривает выпуск к 2030 г. 735 воздушных судов, в т. ч. МС-21, Sukhoi SuperJet 100, Ил-114, L-410 и "Байкал", а также пяти типов гражданских вертолетов. Предполагается, что это позволит обеспечить закупку российской гражданской авиатехники отечественными авиакомпаниями с госучастием и доведет загрузку гражданского сегмента предприятий авиапрома до 80-90%.

По мнению ряда авиаэкспертов, авиакомпании смогут наконец получить реальную альтернативу господствующей у них в парке в последние два десятилетия иностранной авиатехнике. Для справки: в 2020 г. из 1020 самолетов в парке российских авиакомпаний иностранные составляли 74%.

МС-21

Основной упор в плане Минпромторга делается на МС-21 вместимостью 200 мест - главную надежду нашего гражданского авиастроения. Ожидается, что он составит конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737, наиболее массовым на рынке. Совершено уже 500 полетов. Первые серийные поставки МС-21-300 должны начаться в конце 2022 г. с постепенным доведением выпуска к 2025 г. до 36 самолетов в год. К декабрю 2027 г. авиакомпаниям планируется поставить 120 самолетов МС-21 и создать на "Иркуте" вторую линию по их производству с целью выпуска к 2027 г. уже 72 самолетов в год. К концу 2023 г. намечена и европейская сертификация МС-21 для его вывода на зарубежные рынки.

Важным направлением производства МС-21 является импортозамещение - оснащение крылом из российских композиционных материалов, новыми российскими двигателями ПД-14 и другим российским оборудованием (пока МС-21-300 оснащен американскими двигателями Pratt & Whitney). В дальнейшем планируется создать уменьшенный вариант этого самолета МС-21-200 вместимостью 160 пассажиров.

Сейчас МС-21 находится на этапе испытаний - с момента полета первого опытного образца в 2017 г. построено уже пять летных прототипов, в т. ч. один МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Ведется и строительство первых серийных самолетов. Как сообщил на встрече с президентом Путиным глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, "машина востребована, только на отечественном рынке в ближайшие 10 лет будет закуплено 600 МС-21".

Sukhoi SuperJet

Другим "фронтменом" российского гражданского авиастроения останется производимый в Комсомольске-на-Амуре региональный пассажирский самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) вместимостью 100 мест. Как сообщил на той же встрече с Путиным Юрий Слюсарь, сейчас эксплуатируется 155 самолетов, еще 30 будет поставлено в течение этого года. "Мы потихоньку приходим к тому, что "Суперджет" становится основой парка региональных самолетов и на этой машине в основном у нас люди будут внутри страны передвигаться, в том числе минуя Москву", - сказал глава ОАК. Предполагается, что будет выпускаться 24-36 машин в год.

Сейчас Объединенная авиастроительная корпорация планирует создать самолет Sukhoi SuperJet New с широким импортозамещением и установкой российских двигателей ПД-8 (вместо применяемых сейчас российско-французских). Ранее сроком создания SuperJet New назывался 2023 г., однако сейчас очевидно, что самолет полетит уже только во второй половине десятилетия.

Ил-114

Продолжаются работы и по созданию турбовинтового регионального самолета Ил-114-300 вместимостью 50-60 пассажиров, представляющего собой обновленный вариант разработанного в конце советского времени Ил-114. Этот самолет оснащен российскими двигателями. Летные испытания первого опытного образца были начаты в конце 2020 г., старт серийного производства ожидается в 2023 г. Предполагается выпускать по 12 самолетов Ил-114-300 в год. В ОАК надеются, что рынок повысит спрос на эту машину.

Малая авиация

Большое место в планах развития "малого" сегмента российской гражданской авиации занимает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург). Государство сейчас серьезно ставит задачу возрождения в России местных воздушных линий и небольших самолетов, пришедших в полный упадок в постсоветский период. (В 2019 г. на местных авиалиниях в стране было перевезено 2 млн пассажиров - менее 2% от общего объема воздушных перевозок.)

На УЗГА разработано два перспективных проекта: освоение лицензионного производства 19-местного самолета L-410, изготавливаемого на чешском предприятии в Куновице, контролируемом российской группой УГМК. Этим летом в Екатеринбурге собран уже 50-й L-410. Ведутся работы по созданию самолета с российским движком вместо применяемых сейчас чешских.

Производится в Екатеринбурге и 9-местный "Байкал", призванный заменить на местных линиях и в народном хозяйстве легендарный Ан-2. Испытания первого опытного образца "Байкала" должны начаться в этом году, а серийное производство может быть запущено с 2023 г. в Улан-Удэ. Самолет в серии также должен получить новый российский турбовинтовой двигатель.

Таким образом, предлагаемая Минпромторгом программа покрывает практически все основные сегменты гражданского авиастроения, от 9-местного легкого самолета до массового 200-местного магистрального реактивного пассажирского. Неясным пока остается вопрос с дальнемагистральным самолетом. Ведущиеся работы по созданию обновленного варианта советского 4-двигательного Ил-96 под обозначением Ил-96-400М не имеют коммерческой перспективы, а программа создания совместного 2-двигательного российско-китайского CR929 пока находится в неопределенности и если и будет реализована, то, видимо, лишь к концу десятилетия.

Если план Минпромторга по развитию российского гражданского авиастроения будет поддержан президентом и правительством, то мы уже в ближайшие годы сможем увидеть коренной перелом как в авиастроении, так и в оснащении парка российских авиакомпаний отечественными самолетами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка