Автор: Алексей Козаченко
Опубликовано: 23.07.2021, 18:39
 

Что за высокоточную авиационную управляемую ракету класса создали в России?


[image]

На проходящем в Жуковском Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) впервые представило модернизированный вариант своей высокоточной авиационной управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" Х-59, получивший обозначение Х-59 МКМ. АиФ.ru разбирался, для чего предназначена новая ракета и какие у нее сильные стороны.

Кем сделана ракета

Разработкой управляемой ракеты "воздух-поверхность" Х-59 МКМ занимается подразделение КТРВ - АО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" имени А. Я. Березняка" (город Дубна, Московской области). Первый боеприпас этой серии был создан в начале семидесятых годов, но спустя полвека разработчик продолжает развитие семейства этого управляемого вооружения, модернизационный потенциал которого, по-видимому, до сих пор не исчерпан.

Внешний вид новой Х-59 МКМ говорит о глубокой модернизации с серьезнейшей переработкой исходного проекта. Имея схожий состав оборудования и примерно такие же характеристики, модернизированный вариант отличается от базовой Х-59 конструкцией корпуса и аэродинамическим обликом. Корпус новой ракеты сделан с использование стелс-технологий. По сравнению с предшественниками Х-59 МКМ имеет новую систему управления и доработанный маршевый двигатель. Замена стартового ускорителя на дополнительный топливный бак позволила значительно увеличить дальность полета ракеты.

Характеристики

Стартовая масса ракеты Х-59МКМ составляет 930 кг, длина 5,7 м, размах крыла 1,3 м. Ракета оснащена турбореактивным двигателем, который позволяет развивать маршевую скорость полета 900-1050 км/ч. Официальная максимальная дальность пуска ракеты 285 км (возможно, данная дальность указана для экспортного образца).

Ракета имеет комбинированную систему наведения, что значительно увеличивает вероятность попасть в цель. В ее состав включена бесплатформенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации, корреляционно-оптическая головка самонаведения и автопилот. При подготовке к запуску в память систем управления ракеты вводится полетное задание с маршрутом полета, в том числе на малых высотах. Для выполнения маловысотного полета имеется радиовысотомер. Высота полета от 15 до 2000 метров, но следует отметить, что в большинстве случаев ракета летит на минимальной высоте, благодаря чему может незаметно пройти через зону действия противовоздушной обороны противника.

Цели и задачи

Ракета Х-59 МКМ предназначена для поражения неподвижных особо прочных наземных целей, в том числе наземных объектов промышленности, энергетики, элементов гидросооружений, морских и сухопутных объектов логистики с заранее известными координатами. В ракете Х-59МКМ используется оригинальная конструкция тандемной проникающей боевой части с основным проникающим зарядом массой 320 кг, разрушение защитного слоя обеспечивается предзарядом общей массой 40 кг, состоящим из пакета из четырех кумулятивных элементов.

Для наведения ракеты используется система навигационно-автоматического управления СНАУ-59МК-02, точность попадание ракеты составляет порядка 10 метров. Какая будет использоваться головка самонаведения, не сообщается.

Кто применяет

Носителями управляемых ракет Х-59МКМ могут быть различные современные отечественные истребители и бомбардировщики фронтового звена. Например, ракета входит в состав вооружения авиационных комплексов типа Су-30. Для транспортировки и использования этого вооружения, по некоторым данным, самолет-носитель должен оснащаться авиационным катапультным устройством АКУ-58-1 и иметь соответствующие функции прицельно-навигационного оборудования. Количество перевозимых ракет, готовых к применению, зависит от типа носителя и поставленной боевой задачи.

Сброс ракеты Х-59МКМ с самолета-носителя допускается на высотах от 200 м до 11 км. При этом самолет может двигаться со скоростью не менее 600 и не более 1100 км/ч.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 23 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости