О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Звено-3С": что известно о новом российском самолете "Судного дня"

В России начали создавать новый самолет на случай ядерной войны

В России разрабатывают новые воздушные командные пункты, более известные как самолеты "Судного дня". Создадут их на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М, впоследствии как минимум два этих ВзПУ станут заменой Ил-80, который совершил свой первый полет еще в прошлом веке.

Новые самолеты

Российские Воздушно-космические силы планируют поставить на вооружение по меньшей мере два новых так называемых самолета "Судного дня", или "конца света". Как стало известно РИА "Новости" от источника в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторскими работами уже занимается Воронежский авиастроительный завод.

Самолеты "Судного дня" (нередко их также называют "апокалиптическими машинами" и "летающими бункерами") - это воздушные командные пункты (ВзПУ), предназначенные для эвакуации высшего военного руководства страны и управления войсками с воздуха в случае уничтожения или повреждения наземной спутниковой инфраструктуры во время военного конфликта, в том числе полномасштабной ядерной войны. Как правило, ВзПУ имеют возможность дозаправки в воздухе и сопровождаются истребителями. Они полностью защищены от радиации и других поражающих факторов ядерного взрыва.

Сейчас отечественным войскам для этих целей служит Ил-80, спроектированный и разработанный Авиационным комплексом им. Ильюшина еще в конце 1980-х годов на фоне напряженных отношений СССР и США. Судно было создано на базе пассажирского лайнера Ил-86 - выбор обосновывался тем, что самолет имеет широкий фюзеляж, тем самым там на борту сохраняется возможность разместить габаритную аппаратуру и необходимую электронику. Ил-80 можно было увидеть в действии на воздушном параде над Красной площадью в честь 65-й годовщины Победы в 2010 году. Всего на вооружении армии РФ находятся четыре Ил-80.

За основу новых самолетов же возьмут широкофюзеляжный Ил-96-400М. Вооруженные силы РФ получат два усовершенствованных ВзПУ. В дальнейшем не исключается заказ на третий такой лайнер, уточнили в ОПК.

Проект называется "Звено-3С". Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками. По сравнению с предшественником - Ил-80, - дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов "Судного дня" является государственной тайной.

О планах России модернизировать ВзПУ говорилось еще в октябре прошлого года. Как рассказывал ТАСС источник в самолетостроительной отрасли, самолеты на базе Ил-96-400М, согласно ожиданиям, значительно повысят время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличат зону охвата управления войсками.

То, что преемника Ил-80 создадут на базе Ил-96-400М, тоже не было секретом. Впервые это стало известно еще в 2016-м, вскоре был создан эскизно-технический проект. Как прогнозировали тогда в Объединенной приборостроительной корпорации, ВзПУ третьего поколения появятся у российской армии в течение пяти-семи лет.

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М вся "начинка" будет отечественной.

"Это достаточно актуально. Ил-80 имеют ряд особенностей, не позволяющих раскрыть потенциал в полной мере. "Звено-3С" эти пробелы сможет ликвидировать за счет улучшенных эксплуатационных характеристик: это и дальность, и время патрулирования, это и улучшение систем связи. Насколько я знаю, там будут использованы полностью российские компоненты, что позволит обезопасить, в том числе, системы связи от нежелательного влияния и какой-либо прослушки", - сказал Губин в эфире радио Sputnik.

Конкурент из США

Помимо Ил-80, в мире есть еще один самолет "Судного дня", считающийся флагманом в своем роде. Это специализированные лайнеры E-4B Nightwatch ("Ночной дозор"), созданные на базе Boeing 747. Производить самолеты с разговорным названием "doomsday planes" в Соединенных Штатах начали в 1970-х.

Что интересно, практически в тот же час, когда появились новости о планах России построить новые ВзПУ, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.

"Дозаправка E-4B в полете никогда не устаревает. Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет", - написал Кирби.

E-4B, кроме своего прямого назначения, иногда сопровождает американского президента в зарубежных поездках на случай, если глава государства погибнет. Четыре самолета, находящиеся в распоряжении ВВС США, обычно готовы к вылету в течение нескольких минут. Стоимость машины оценивается в более чем $220 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка