О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Женщина в небе: иркутский пилот о полетах и о себе

Пилот учебного центра ДОСААФ Наталия Крылова учит людей летать. Она связана с небом всю свою жизнь - и не собирается от него отказываться. Аэродром в селе Оек стал ей практически вторым домом

Пилот учебного центра ДОСААФ Наталия Крылова учит людей летать. Она связана с небом всю свою жизнь - и не собирается от него отказываться. Аэродром в селе Оек стал ей практически вторым домом.

"Даю посадку"

Пару лет назад Наталия была вторым пилотом в составе экипажа и доставляла в Большое Голоустное на съемки фильма "Даю посадку!" съемочную группу, в том числе звезду отечественного кинематографа Дмитрия Певцова. Летели на Ан-2, на кукурузнике, который участвовал в съемках. "Вообще, в моей жизни удивительный день. Дело в том, что самолет-то работает! Он труженик наш. По-моему, он главный герой", - сказала тогда Наталия.

Именно тогда о Наталии узнали и наши читатели. А нам хотелось рассказать подробнее об этой незаурядной женщине, летчике-инструкторе, которая учит пилотов управлять самолетами Ан-2 и Як-52. И гордится своим делом - и теми людьми, с которыми связано ДОСААФ.

Территория Иркутского учебного центра ДОСААФ, добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России, в поселке Оек - огромное чистое поле и множество маленьких самолетов. Отсюда вышли люди, которыми регион может гордиться.

- Многие воспитанники - это наша гордость. Например, космонавт Анатолий Иванишин, дважды Герой России. Первый прыжок он сделал у нас на аэродроме. Погибший в Чечне, в Аргунском ущелье, десантник Андрей Шерстянников, уроженец Иркутской области, - тоже Герой России. В честь него мы проводим соревнования по парашютному спорту.

Знакомство с самолетами: а мама против

- Я родилась в Киеве. У моей мамы трое детей. В Киеве я окончила школу, но дальше учиться - в институт - не пошла, потому что я была самая старшая и решила, что нужно помогать маме кормить семью. Мне пришлось сразу же после школы пойти на завод. Приняли ученицей, и в скором времени я начала получать достаточно хорошую для молодежи зарплату. Хотя мама все-таки настаивала, чтобы я получила образование.

- Почему вы решили стать летчицей? Это ваша мечта с детства? Или в вашей семье были летчики?

- Никто из моих родных не увлекался самолетами. Но мой дядя - военный. Он у нас всегда был гордостью семьи. И я хотела стать военной. Я даже во снах это видела. Очень кстати у нас в школе было развито преподавание начальной военной подготовки. К тому же я была спортивной, волейболом занималась, участвовала во всех городских "Зарницах".

По окончании школы изначально хотела пойти в военное училище. Подала документы в различные учебные заведения. Но отовсюду мне приходил один ответ: "Девушек не берем".

А в один прекрасный день увидела по телевизору, как с самолета прыгают парашютисты, и мне тоже захотелось прыгнуть с парашютом. Я отыскала нужный адрес и поехала записываться в парашютную секцию ДОСААФ "Чайка" киевского аэроклуба. Там меня увидел командир и спросил: "А вы не хотите летать?"

Я сказала, что хочу, и он меня записал. Потом начала проходить все комиссии, инструктажи, уроки физподготовки. В ДОСААФ мы все изучали досконально! Нас обучали летному делу по-настоящему. Чтобы быть пилотом, необходимо за год выполнить два прыжка с парашютом - и три месяца мы изучали парашютную подготовку. Каждый должен уметь прыгать с парашютом в экстренных ситуациях.

По итогам сдачи теоретических экзаменов нас допускали к полетам. Инструкторы нам так и говорили: "300 человек мы "оторвали от улицы"! А теперь лучшие полетят!" Так, в общем-то, и началось мое знакомство с самолетами.

Первый полет

- Всех ли берут в пилоты? Должны быть какие-то определенные критерии - по здоровью, по знаниям?

- Конечно, должны. Первичная комиссия очень строга. Здоровье должно быть как у космонавта. Когда взлетаешь, организм испытывает очень сильные перегрузки. Мы каждый год проходим медкомиссию, а сейчас такие требования, что еще сложнее стать летчиком. Нужно с самого детства здоровьем заниматься.

- Расскажите про свой первый полет. Что вы чувствовали? Было ли вам страшно?

- Первый полет для меня был огромным трудом. Романтики от полета в первое время вообще не было. Сначала полет - это работа. Конечно, позже, когда уже научишься летать, то уже как будто не работаешь, а получаешь удовольствие, но первый полет - это очень сложно. Все нужно выполнять четко, следить за параметрами. Некогда смотреть на облака.

Было страшно. Страшно - это нормально. Но я была подготовлена, и на основании полученных знаний у меня была уверенность, что все надежно. Мы ведь изучаем теорию не только для того, чтобы знать, как самолет летит, а еще и для того, чтобы понимать, что он надежно летит.

Когда у меня был уже третий или четвертый полет, я вдруг подумала - а что это я все работаю? Я же лечу! О! Облако! О! Небо! Только через определенное время ко мне пришло это прекрасное ощущение полета, которое не покидает меня и по сей день.

- Правда ли, что самолет - это самый безопасный транспорт?

- По статистике - правда. С автомобилями аварий и жертв бывает куда больше.

- Какой ваш самый любимый самолет?

- Як-52, на котором я начинала летать. Это самый лучший классический учебный самолет. На данном самолете у меня больше всего часов налета.

Товарищ капитан

- Как реагировали родные на то, что вы захотели посвятить себя авиации?

- Мама не совсем поддерживала мое решение, она очень переживала за меня и хотела, чтобы я хорошее образование получила.

Однако я все же ушла в аэроклуб. Потом встретила там мужчину, вышла замуж и уехала. Можно сказать, что я ослушалась свою маму. Она и сейчас переживает за меня.

Можно сказать, что все были против, только муж меня поддерживал.

- Ваш муж тоже увлекался самолетами?

- Как я уже сказала, мы познакомились в киевском аэроклубе "Чайка". А после того, как муж окончил летное училище, нас отправили по распределению в Иркутск. Были 90-е годы, зарплату не платили. Я пошла военнослужащей, это в тридцать пять-то лет. Было очень трудно. Служила рядовой, потом стала прапорщиком, и в итоге я стала офицером. В звании капитана закончила службу в Климовске под Москвой.

Место под солнцем

- Вы стали иркутянкой? Прижились здесь?

- Если честно, когда нас распределили в Иркутск, я очень не хотела покидать Киев. Прямо скажем, из Киева тогда мало кто хотел уезжать.

- Вы не жалеете о своем выборе?

- Конечно, нет. Вторую жизнь, если бы она была мне дана, я прожила бы точно так же.

- Чему вы учите на аэродроме в Оеке?

- Мы учим парашютному спорту, учим управлять самолетом Ан-2. Раньше у нас даже вертолеты были. К сожалению, многие самолеты вышли из строя, и их нужно ремонтировать. Однако бюджета на это категорически не хватает. Нужен очень большой бюджет, чтобы отремонтировать все самолеты.

Больше всего я хочу, чтобы развивался наш аэродром. Аэродром - это моя вторая семья, второй дом. Все, кто здесь работает, члены моей семьи. Я очень за всех переживаю.

- Чего вы пожелали бы женщинам, которые хотят посвятить свою жизнь авиации?

- Самое главное - это здоровье, которое нужно беречь с самого детства. Еще, конечно же, необходимы знания. Знания девушке очень нужны, потому что ей предстоит пройти настоящую борьбу за свою мечту. Сейчас нет другого пути, кроме как поступать в летное училище. К сожалению, женщине очень трудно после окончания учебы найти работу, особенно в настоящее время. Но самое важное, чего я хотела бы пожелать - это женское счастье. Обязательно нужен соратник рядом, тот, который будет вас понимать и поддерживать в ваших стремлениях. И тогда все получится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Иркутск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка