О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российскому истребителю вертикального взлета и посадки - быть

К скорейшему созданию данной боевой машины Россию подталкивает железная логика вооруженной борьбы, а также факт наличия трех-четырехкратного превосходства США и их союзников в боевой авиации

К скорейшему созданию данной боевой машины Россию подталкивает железная логика вооруженной борьбы, а также факт наличия трех-четырехкратного превосходства США и их союзников в боевой авиации.

В российском экспертном сообществе возник очередной всплеск интереса к теме создания самолета вертикального (короткого) взлета и посадки (СВКВП). Надо отметить, что тема не новая, поднималась она два года назад и ранее.

В СМИ со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе появилась информация, что Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" ведет работы над перспективным палубным истребителем пятого поколения, который будет выполнен с применением технологии "стелс". Сейчас идет этап компьютерного моделирования, первые опытные образцы машины планируется выпустить в ближайшие несколько лет.

Важной деталью является то, что в рамках данного проекта также рассматривается возможность создания версии истребителя с вертикальными взлетом и посадкой. Предполагается, что самолет будет выполнен в размерности МиГ-35.

На авиасалоне МАКС-2021, проходившем 20−25 июля, РСК "МиГ" в виде масштабных макетов показала перспективный многофункциональный комплекс палубной авиации. В комплексе планируется две боевые машины: двухдвигательный истребитель с пониженной радиолокационной заметностью и БПЛА, который будет применяться совместно с истребителем в рамках концепции "верного ведомого, выполняя функции заправки или совместного нанесения ударов.

Масса беспилотного летательного аппарата предполагается более десяти тонн. Он будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло", хвостовое оперение в виде перевернутого V. Истребитель будет строиться по аэродинамической схеме "утка": с передним горизонтальным оперением, а сзади у самолета два киля без хвостового горизонтального оперения.

Следует заметить, что задумка РСК "МиГ" в части истребителя (палубный вариант и вариант с вертикальным взлетом и посадкой) повторяет реализованную США схему по версиям истребителя F-35. Кроме обычной версии истребителя со стандартным взлетом и посадкой для ВВС США в лице F-35A, есть еще две: для ВМС и ВВС США - F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой, способен выполнять и вертикальный взлет) и для ВМС США - F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

Что касается именно палубного варианта истребителя, то у РСК "МиГ" наработана серьезная основа в виде стоящих на вооружении России и Индии истребителей МиГ-29К (одноместный вариант) и МиГ-29КУБ (двухместный вариант) корабельного базирования. Кстати, недавно Индия обратилась с запросом на новую поставку истребителей МиГ-29К/КУБ для своих военно-морских сил.

С точки зрения создания перспективного российского самолета вертикального (короткого) взлета и посадки внимания заслуживает статья известного военного эксперта Константина Сивкова. Что касается практической разработки СВКВП, то он предлагает основываться на истребителе пятого поколения Су-57. Константин Сивков также подчеркивает, что такая боевая машина пригодилась бы не только в море, но и на суше.

Очевидно, что наличие определенного количества истребителей такого типа резко повышает выживаемость российской авиации от упреждающего массированного авиационно-ракетного удара противника. 150−200 СВКВП, рассредоточенных по малым взлетно-посадочным площадкам, во взаимодействии с наземными средствами ПВО, прежде всего ЗРК большой дальности, такими как С-400 и С-500, вполне смогут переломить неблагоприятный ход боевых действий даже в условиях трех-четырехкратного превосходства противника в авиации.

Если говорить, про морской или океанский театр боевых действий, то предлагается развертывать СВКВП на универсальных десантных кораблях (УДК): по 8−12 самолетов такого типа вместе с тремя-четырьмя вертолетами радиолокационного дозора Ка-31. Таким образом, УДК превращается в легкий авианосец.

Для поддержания благоприятного оперативного режима данные УДК смогут прикрывать небольшие группы надводных кораблей в оперативно важных районах от атак малых групп авиации противника (до 6−8 машин) и обеспечивать боевую устойчивость подводных лодок от ударов базовой патрульной авиации противника.

Кроме того, не исключено появление на вооружении СВКВП гиперзвуковой ракеты "Циркон" воздушного базирования. В данном случае легкий российский авианосец в лице УДК станет серьезной угрозой даже для авианосных ударных групп США.

АУГ США может понести тяжелое поражение от одного удара группы из четырех-шести российских СВКВП: будет выведен из строя авианосец и некоторое количество кораблей охранения. При этом данный удар будет нанесен на дальность до трех тысяч и более километров от носителя этих самолетов в лице УДК.

Таким образом, потенциально в России может появиться два самолета вертикального (короткого) взлета и посадки. Разработчиком одного из них будет являться РСК "МиГ", а второго (на базе Су-57) - ПАО "Компания "Сухой". К скорейшему созданию данной боевой машины Россию подталкивает железная логика вооруженной борьбы, а также факт наличия трех-четырехкратного превосходства США и их союзников в боевой авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка