Автор: Наталья Пономарева
Опубликовано: 28.07.2021, 15:02
 

Ориентирован на экспорт


[image]

Первый опытный образец истребителя "Сheсkmate" создают в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет запланирован на 2023 год.

Новый однодвигательный истребитель пятого поколения Су-75 "Сheсkmate" (в переводе с английского - "шах и мат") будут собирать на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) в Комсомольске-на-Амуре (филиал ПАО "Компания Сухой").

На предприятии строят самолеты пятого поколения Су-57 и многофункциональные истребители поколения 4++ Су-35 С. В 2021 году на КнААЗе собрали первый полноразмерный самолет-демонстратор технологий "Сheсkmate", который стал главной новинкой прошедшего в июле в Жуковском авиасалона "МАКС-2021".

Сейчас там уже создают первый опытный образец истребителя "Сheсkmate" для статических испытаний.

Новый самолет должен подняться в воздух в 2023 году, а с 2026 года начнутся его серийные поставки. В перспективе на базе этого легкого тактического самолета создадут двухместную и беспилотную версии.

По данным разработчиков, "Checkmate" способен преодолевать до 3 тыс. км, разгоняться до двух скоростей звука и нести до 7 тыс. 400 кг боевой нагрузки. Он сможет одновременно атаковать до 6 воздушных, морских и наземных целей, включая ударные дроны и зарубежные самолеты пятого поколения. Новинку оснастят оптико-электронной прицельной системой КОЭПС-75, разработанной Уральским оптико-механическим заводом имени Яламова (УОМЗ) холдинга "Швабе". В соответствии с требованиями заказчиков, комплекс в базовом варианте может быть дополнен станциями посадки и обороны.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов оценил стоимость нового самолета в $25-30 млн. Для удешевления "Checkmate" унифицируют с истребителями Су-35 и Су-57. Объем поставок истребителя на ближайшие 15 лет оценивается в 300 машин. Он составит конкуренцию американскому F-35 Lightning II и шведскому JAS-39 Gripen.

По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова, самолет будет ориентирован на экспорт в Африку, Индию и Вьетнам. У нового самолета уже есть якорный заказчик за рубежом. Однако разработчики рассчитывают и на заказ со стороны Минобороны России.

"Мы прогнозируем высокий экспортный потенциал. Поэтому проект изначально предполагает максимальные возможности по адаптации под потребности конкретного клиента, минимальные эксплуатационные издержки, универсальность", - заявил в интервью "Интерфаксу" Юрий Слюсарь.

Он отметил, что у России уже есть "опыт глобального лидерства в сегменте легких однодвигательных машин".

"Легендарные МиГ-15, МиГ-21, серия на базе Су-17 долгие десятилетия были в буквальном смысле хитами международного рынка. Сегодня мы возвращаемся на это поле: делаем многофункциональный, доступный, хорошо вооруженный авиационный комплекс, обладающий способностями завтрашнего дня", - сказал Слюсарь.

По его словам, самолет почти незаметен в воздухе и обладает рядом преимуществ - речь о характеристиках бортового оборудования, грузоподъемности, дальности и скорости полета. При этом стоимость его летного часа невысока.

"Это зачастую решающий момент для успеха на рынке. У нас она прогнозируется на уровне примерно в семь раз меньше, чем у такого самолета, как F-35, и сравнима со стоимостью летного часа Gripen NG. При этом, боевые возможности у ЛТС "Checkmate" существенно выше последнего", - пояснил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации.

Создавать самолет "Сheсkmate" начали несколько лет назад.

"ЛТС "Checkmate" создается в короткие сроки на базе научно-технического задела, полученного при разработке истребителя Су-57 (за счет унификации элементов планера, кабины, бортовых систем и двигателя), с учетом опыта применения авиационных комплексов в реальных боевых условиях. При разработке нового самолета было использовано самое современное полностью готовое и проверенное оборудование пятого поколения", - пояснил он.

Расчеты и цифровые испытания для изготовления опытных образцов проводили на суперкомпьютерах - это позволило создать самолет в рекордные сроки и значительно снизить стоимость его разработки и испытаний. И хотя "Сheсkmate" - полностью отечественный продукт, в будущем его могут изготавливать в международной кооперации.

"В случае заинтересованности иностранных партнеров мы не исключаем создания международной кооперации. Возможность трансфера технологий - традиционно одно из преимуществ российского оружия", - сказал Слюсарь.

Производство самолета также могут организовать и на территории страны-заказчика.

"Можем обещать, особенно нашим традиционным партнерам, - это не только покупка, но и участие в самом проекте: в программах его модернизации, адаптации, послепродажного технического обслуживания на территории (страны-заказчика - "ИФ"), в том числе даже в программах производства", - заявил гендиректор ОАК в интервью телеканалу "Россия 24" (ВГТРК).

Новинкой заинтересовались посетители выставки "МАКС-2021".

"Естественно, партнеров "Рособоронэкспорта" заинтересовал новейший легкий тактический самолет "Checkmate", впервые представленный госкорпорацией "Ростех" на МАКС-2021. Ряду заказчиков показали его вживую и даже предоставили возможность посидеть в кабине пилота. Они высоко оценили его характеристики", - сказал глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

В свою очередь глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Дмитрий Шугаев уверен, что новый самолет будет конкурентным на мировом рынке вооружений.

"Мы понимаем серьезные летные характеристики, достаточно широкие ударные и разведывательные возможности, а также низкую радиолокационную заметность и другие ноу-хау машины. Она составит серьезную конкуренцию ведущим западным, и не только западным, производителям легких однодвигательных многофункциональных истребителей 5-го поколения. С помощью этого продукта мы надеемся занять определенную и весьма перспективную нишу на рынке таких самолетов", - заявил Шугаев журналистам во время выставки.

Он напомнил, что однодвигательные самолеты дешевле тяжелых истребителей.

"Мы считаем, что цена нового самолета будет одним из его преимуществ", - добавил он.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 28 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости