Автор: Борис Алексеев
Опубликовано: 29.07.2021, 08:38
 

МАКС без масок и с пермскими двигателями: итоги авиакосмического салона для Прикамья


[image]

XV авиационно-космический салон МАКС-2021, проходивший в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля 2021-го, вполне может стать единственным выставочным мероприятием мировой авиационной отрасли за два последних года.

Прошлогоднее авиашоу в британском Фарнборо и Airshow China в Чжухае были отменены, авиасалон во французском Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС, по нечетным годам, по причине коронавируса не состоялся, под вопросом и проведение аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021, судьба которой зависит от ситуации с пандемией, какая сложится к ноябрю этого года.

Но Россия продемонстрировала уверенность и возможность управлять эпидемиологической ситуацией, что было наглядно продемонстрировано на примере министров правительства и руководителей крупнейших госкорпораций во главе с Президентом, присутствовавшими на открытии МАКС-2021. Все до одного без медицинских масок.

"Шах и мат" нас не заслонили

Нет, разумеется, ограничения были. Нынче в Жуковском побывало всего 135 тысяч участников и гостей за шесть дней - а в 2019-м и 2017-м годах на поле выходило по 150 тысяч человек за день. Но деловой и летной программы это не касалось, свои экспозиции на салоне разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из двадцати стран, а с учетом гибридного формата, в выставке принял участие 831 экспонент из 56 стран.

С точки зрения заключенных контрактов тоже все в порядке: объем соглашений превысил 265 миллиардов рублей, а в благополучном 2019 году было 250 миллиардов. Были аккредитованы более 2600 сотрудников СМИ и независимых журналистов от 485 российских и 94 зарубежных изданий.

Наконец, антитеррористическую безопасность на территории ЛИИ им. Громова и городского округа Жуковского обеспечивали две тысячи сотрудников полиции и военнослужащих Росгвардии. Масштабно, с какой стороны ни глянь.

Что впервые на таком салоне представлена модификация МС-21 с отечественным двигателем ПД-14, в своей речи особо подчеркнул Президент России Владимир Путин. Гвоздем программы новейшему пассажирскому авиалайнеру, правда, помешал стать новейший истребитель Checkmate ("Шах и мат" - англ.), но и, несмотря на это соперничество, лайнер с пермскими двигателями обратил на себя на стоянке объективы десятков теле- и видеокамер.

А уж когда он поднялся в воздух, эмоции у публики просто зашкаливали, поскольку даже простая демонстрация воздушных маневров, выполняемых мощностями наших моторов, на ту же высоту подняла оптимизм по поводу будущего. На показе для прессы еще перед выставкой МС-21-300 с американскими двигателями и МС-21-310 с пермскими совершили парный полет, демонстрируя, что наш ничем не хуже.

Отдельно предприятия из Прикамья, встроенные в вертикально интегрированные госкорпорации, не выступали, но Объединенная двигателестроительная корпорация представила демонстратор газогенератора двигателя ПД-8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолета SSJ-New, с табличкой "разработано "ОДК-Авиадвигатель", Пермь. Специалисты с Западного Урала вволю пообщались с коллегами.

И "Суперджет" станет пермяком

С точки зрения применения пермской продукции, того же ПД-8, стоит отметить самый крупный контракт, заключенный в первый же день МАКСа-2021 на 58 самолетов Sukhoi Superjet 100.

Поскольку "Суперджеты" тоже понемногу становятся все более пермскими, для жителей Прикамья небезынтересно, что 15 машин - это твердый контракт с авиакомпанией "Россия", а остальные 43 - мягкие заказы (меморандумы) с авиакомпаниями Red Wings (25 машин), "Азимут" (10 штук) и объединенной дальневосточной авиакомпанией "Аврора" (8 штук).

Зарубежных заказчиков не было, и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров по такому случаю сообщил журналистам, что поставки SSJ-100 и МС-21 за рубеж возможны только после 2025 года, поскольку до этого времени производственные мощности будут ориентированы исключительно на внутренний рынок...

Возвращаясь к МС-21, авиакомпания "Россия" и корпорация "Иркут" подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода самолетов в эксплуатацию. Согласованный план включает перечень мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации МС-21 в начальный период и поэтапного доведения эксплуатационных характеристик самолета до проектных значений.

Кроме того, разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолетов, ведутся переговоры с провайдерами услуг в целях выстраивания системы поддержания летной годности лайнера. В "России" начато формирование единого плана обучения и ввода в строй персонала для обеспечения эксплуатации МС-21. В 2022 году планируется обучить до 24 летных экипажей.

В рамках этой подготовительной работы в Жуковском состоялась презентация системы послепродажного обслуживания двигателей, производимых ОДК. В том числе ПД-14, разумеется.

- В таком аспекте, как запуск двигателей в серийное производство, - рассказал начальник управления ППО двигателей ПД-14 АО "ОДК-Пермские моторы" Александр Смирнов, - важна всесторонняя поддержка заказчиков: необходимо не только организовать сертифицированное ремонтное производство и техобслуживание, обеспечить четкую логистику и управление поставками запасных частей, но и предоставить доступ к необходимой информации, постоянно поддерживать высокий уровень знаний и навыков персонала...

По словам исполнительного директора "Пермских моторов" Сергея Харина, "сопровождение ПД-14 в эксплуатации - ответственный и продолжительный этап жизненного цикла изделия. Создание современной жизнеспособной системы послепродажного обеспечения - задача не только для серийного производителя двигателей. "ОДК-Пермские моторы" ответствен за изготовление и поставку двигателей заказчикам и для всей двигателестроительной корпорации".

Словом, этап "красных ленточек" кончился для наших авиамоторостроителей, наступила пора повседневной кропотливой текущей работы. И это хорошо.

Сплетут из проволоки

Пермский "Протон-ПМ" (входит в структуру АО "НПО Энергомаш" госкорпорации "Роскосмос") тоже больше занимался наукой, представив проект "Гибридное аддитивное производство", нацеленный на развитие технологий прямого "выращивания" деталей с применением проволочных материалов.

По словам руководителя проектного офиса Алексея Клещевникова, разработаны и изготовлены пилотные образцы гибридных аддитивных обрабатывающих центров, в том числе для наплавки титана: трехосевой, с длиной детали до четырех метров, и пятиосевой с диаметром детали до двух метров.

- Гибридное производство - универсальное по своей сути, позволяет сокращать сроки изготовления, расход материала и затраты на обработку, - пояснил Клещевников. - Механические свойства деталей существенно превышают изготовленные методом литья и приближаются к прокату и штамповке.

Одно из преимуществ технологии - широкий перечень отечественных проволочных материалов. Кроме того, гибридное производство делает возможной наплавку изделий из материалов будущего: алюминия, титана и магния, крупногабаритных деталей длиной до десяти метров.

В экспозиции предприятий интегрированной структуры ракетного двигателестроения "Протон-ПМ" представил образцы изделий гибридного аддитивного производства, макеты заготовок, полученных методом дуговой и плазменной наплавки плавящимся электродом, а также плазменной наплавкой с использованием сварочной проволоки. Время серийного производства двигателей для "Ангары" еще не пришло, пока совершенствуют технологии…

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 29 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Интернет-газета "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости