Интернет-газета "Звезда"
29 июля 2021, 08:38
МАКС без масок и с пермскими двигателями: итоги авиакосмического салона для Прикамья
XV авиационно-космический салон МАКС-2021, проходивший в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля 2021-го, вполне может стать единственным выставочным мероприятием мировой авиационной отрасли за два последних года
Прошлогоднее авиашоу в британском Фарнборо и Airshow China в Чжухае были отменены, авиасалон во французском Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС, по нечетным годам, по причине коронавируса не состоялся, под вопросом и проведение аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021, судьба которой зависит от ситуации с пандемией, какая сложится к ноябрю этого года.
Но Россия продемонстрировала уверенность и возможность управлять эпидемиологической ситуацией, что было наглядно продемонстрировано на примере министров правительства и руководителей крупнейших госкорпораций во главе с Президентом, присутствовавшими на открытии МАКС-2021. Все до одного без медицинских масок.
"Шах и мат" нас не заслонили
Нет, разумеется, ограничения были. Нынче в Жуковском побывало всего 135 тысяч участников и гостей за шесть дней - а в 2019-м и 2017-м годах на поле выходило по 150 тысяч человек за день. Но деловой и летной программы это не касалось, свои экспозиции на салоне разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из двадцати стран, а с учетом гибридного формата, в выставке принял участие 831 экспонент из 56 стран.
С точки зрения заключенных контрактов тоже все в порядке: объем соглашений превысил 265 миллиардов рублей, а в благополучном 2019 году было 250 миллиардов. Были аккредитованы более 2600 сотрудников СМИ и независимых журналистов от 485 российских и 94 зарубежных изданий.
Наконец, антитеррористическую безопасность на территории ЛИИ им. Громова и городского округа Жуковского обеспечивали две тысячи сотрудников полиции и военнослужащих Росгвардии. Масштабно, с какой стороны ни глянь.
Что впервые на таком салоне представлена модификация МС-21 с отечественным двигателем ПД-14, в своей речи особо подчеркнул Президент России Владимир Путин. Гвоздем программы новейшему пассажирскому авиалайнеру, правда, помешал стать новейший истребитель Checkmate ("Шах и мат" - англ.), но и, несмотря на это соперничество, лайнер с пермскими двигателями обратил на себя на стоянке объективы десятков теле- и видеокамер.
А уж когда он поднялся в воздух, эмоции у публики просто зашкаливали, поскольку даже простая демонстрация воздушных маневров, выполняемых мощностями наших моторов, на ту же высоту подняла оптимизм по поводу будущего. На показе для прессы еще перед выставкой МС-21-300 с американскими двигателями и МС-21-310 с пермскими совершили парный полет, демонстрируя, что наш ничем не хуже.
Отдельно предприятия из Прикамья, встроенные в вертикально интегрированные госкорпорации, не выступали, но Объединенная двигателестроительная корпорация представила демонстратор газогенератора двигателя ПД-8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолета SSJ-New, с табличкой "разработано "ОДК-Авиадвигатель", Пермь. Специалисты с Западного Урала вволю пообщались с коллегами.
И "Суперджет" станет пермяком
С точки зрения применения пермской продукции, того же ПД-8, стоит отметить самый крупный контракт, заключенный в первый же день МАКСа-2021 на 58 самолетов Sukhoi Superjet 100.
Поскольку "Суперджеты" тоже понемногу становятся все более пермскими, для жителей Прикамья небезынтересно, что 15 машин - это твердый контракт с авиакомпанией "Россия", а остальные 43 - мягкие заказы (меморандумы) с авиакомпаниями Red Wings (25 машин), "Азимут" (10 штук) и объединенной дальневосточной авиакомпанией "Аврора" (8 штук).
Зарубежных заказчиков не было, и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров по такому случаю сообщил журналистам, что поставки SSJ-100 и МС-21 за рубеж возможны только после 2025 года, поскольку до этого времени производственные мощности будут ориентированы исключительно на внутренний рынок...
Возвращаясь к МС-21, авиакомпания "Россия" и корпорация "Иркут" подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода самолетов в эксплуатацию. Согласованный план включает перечень мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации МС-21 в начальный период и поэтапного доведения эксплуатационных характеристик самолета до проектных значений.
Кроме того, разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолетов, ведутся переговоры с провайдерами услуг в целях выстраивания системы поддержания летной годности лайнера. В "России" начато формирование единого плана обучения и ввода в строй персонала для обеспечения эксплуатации МС-21. В 2022 году планируется обучить до 24 летных экипажей.
В рамках этой подготовительной работы в Жуковском состоялась презентация системы послепродажного обслуживания двигателей, производимых ОДК. В том числе ПД-14, разумеется.
- В таком аспекте, как запуск двигателей в серийное производство, - рассказал начальник управления ППО двигателей ПД-14 АО "ОДК-Пермские моторы" Александр Смирнов, - важна всесторонняя поддержка заказчиков: необходимо не только организовать сертифицированное ремонтное производство и техобслуживание, обеспечить четкую логистику и управление поставками запасных частей, но и предоставить доступ к необходимой информации, постоянно поддерживать высокий уровень знаний и навыков персонала...
По словам исполнительного директора "Пермских моторов" Сергея Харина, "сопровождение ПД-14 в эксплуатации - ответственный и продолжительный этап жизненного цикла изделия. Создание современной жизнеспособной системы послепродажного обеспечения - задача не только для серийного производителя двигателей. "ОДК-Пермские моторы" ответствен за изготовление и поставку двигателей заказчикам и для всей двигателестроительной корпорации".
Словом, этап "красных ленточек" кончился для наших авиамоторостроителей, наступила пора повседневной кропотливой текущей работы. И это хорошо.
Сплетут из проволоки
Пермский "Протон-ПМ" (входит в структуру АО "НПО Энергомаш" госкорпорации "Роскосмос") тоже больше занимался наукой, представив проект "Гибридное аддитивное производство", нацеленный на развитие технологий прямого "выращивания" деталей с применением проволочных материалов.
По словам руководителя проектного офиса Алексея Клещевникова, разработаны и изготовлены пилотные образцы гибридных аддитивных обрабатывающих центров, в том числе для наплавки титана: трехосевой, с длиной детали до четырех метров, и пятиосевой с диаметром детали до двух метров.
- Гибридное производство - универсальное по своей сути, позволяет сокращать сроки изготовления, расход материала и затраты на обработку, - пояснил Клещевников. - Механические свойства деталей существенно превышают изготовленные методом литья и приближаются к прокату и штамповке.
Одно из преимуществ технологии - широкий перечень отечественных проволочных материалов. Кроме того, гибридное производство делает возможной наплавку изделий из материалов будущего: алюминия, титана и магния, крупногабаритных деталей длиной до десяти метров.
В экспозиции предприятий интегрированной структуры ракетного двигателестроения "Протон-ПМ" представил образцы изделий гибридного аддитивного производства, макеты заготовок, полученных методом дуговой и плазменной наплавки плавящимся электродом, а также плазменной наплавкой с использованием сварочной проволоки. Время серийного производства двигателей для "Ангары" еще не пришло, пока совершенствуют технологии…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Интернет-газета "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников
