Автор: Степан Змачинский
Опубликовано: 29.07.2021, 10:47
 

МАКС в новом формате

В подмосковном Жуковском завершил свою работу XV Международный авиационно-космический салон


[image]

МАКС-2021 проходил в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Она существенно сократила возможности для международного присутствия. Впрочем, даже, несмотря на этот негативный фактор, выставка заняла видное место среди крупнейших и наиболее престижных аэрокосмических салонов мира. В программе был заявлен 831 экспонент из 56 стран мира. Плюс к тому надо учесть заочных участников, присоединившихся к выставке в дистанционном формате. Непосредственно на территории выставочного комплекса развернули свои экспозиции 538 российских компаний, а также 89 зарубежных предприятий и организаций из 20 стран.

Два российских фаворита

Особый интерес у гостей МАКС-2021 вызвал новейший российский среднемагистральный самолет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14 - возле лайнера каждый день собралась внушительная толпа. Еще в 2019 году этот гражданский борт поднимался в небо Жуковского с американскими двигателями. А в декабре 2020-го он совершил первый полет уже с российским двигателем - ПД-14 и на МАКС-2021 выставлялся впервые. Особенность нового самолета - двигатель ПД-14, первый за 30 лет, построенный с нуля для гражданского самолета в России. МС-21 должен потеснить на внутреннем рынке авиаперевозок Airbus и Boeing.

На юбилейном салоне дебютировал турбовинтовой ближнемагистральный самолет Ил-14-300, спроектированный еще в СССР. Он крайне неприхотлив и надежен. По словам производителей, лайнер может использовать для взлета и посадки даже небольшие аэродромы с бетонными, асфальтовыми и грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Самолет оснащен российскими двигателями ТВ7-17СТ. Предполагается, что эта машина заменит Ан-24 и Ту-134.

Не забудем историю

Наряду с современными разработками в дни открытого посещения не заканчивалась очередь на борт легендарного советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и ВМ-Т Атлант: гости могли пройтись по салону, заглянуть в кабину пилота, выйти на крылья, а также узнать интересные детали его эксплуатации десятки лет назад.

Модернизированный вертолет Ка-32А11М

Кроме того, холдинг "Вертолеты России" Госкорпорации "Ростех" представил модернизированный вертолет Ка-32А11М и систему пожаротушения СП-32 с водяной пушкой. Вертолет Ка-32А11М получил "стеклянную кабину" с системой бортового радиоэлектронного оборудования и более мощные двигатели, которые позволили улучшить летные характеристики для работы в жарких и горных регионах. Грузоподъемность судна в таких условиях возросла примерно на 1600 кг. Технические решения, использованные в "стеклянной кабине", значительно облегчают работу экипажа с дополнительным навигационным, оптико-электронным и поисковым оборудованием, которое можно установить на вертолете. Появилась и возможность работы в ночное время с очками ночного видения.

Новая система пожаротушения СП-32, разработанная специалистами НЦВ "Миль и Камов" и КумАПП, получила ряд существенных преимуществ. Новый бак вмещает 4 т воды и разделен на четыре отсека. А благодаря запатентованной системе створок с цифровым управлением их можно открывать попарно или поочередно, а также регулировать углы открытия, тем самым, увеличивая время сброса воды.

Система пожаротушения позволяет в автоматическом режиме набрать 4 т воды за 60 секунд, а также добавить в нее до 400 л пеноагента. Кроме того, СП-32 имеет электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать эту систему в зимних условиях при температуре до -20°C. Соосная схема вертолета Ка-32 обладает рядом серьезных преимуществ. Прежде всего, она обеспечивает стабильность в режиме висения и отличную устойчивость даже при боковом ветре. За счет отсутствия рулевого винта уменьшаются габариты вертолета, что делает его более маневренным. Серийное производство вертолетов Ка-32 налажено на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП). На сегодняшний день построено свыше 240 машин, которые эксплуатируются более чем в 30 странах мира.

В МЧС России вертолеты Ка-32А предназначены для выполнения специальных поисково-спасательных работ, пожаротушения, транспортировки груза, эвакуации больных и пострадавших, а также патрулирования. Это воздушное судно имеет, в том числе водосливные устройства, водяные пушки для горизонтального и вертикального пожаротушения. Вертолет может тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на высотных зданиях и объектах нефтегазовой промышленности. Также он может оснащаться медицинским модулем с современным оборудованием интенсивной терапии, что позволяет выполнять реанимационные мероприятия при транспортировке больных и пострадавших.

Бе-200ЧС: сквозь огонь и в воду

Хотелось бы остановиться еще на одном статичном экспонате, который привлекал особое внимание гостей. Это самолет-амфибия Бе-200ЧС МЧС России. Очередь на борт суд- на была огромной.

До участия в авиасалоне борт летал на тушение пожаров в Челябинскую область и в Самару. Пилот из Красноярска, а самолет и все члены экипажа - из Ростова.

За ручкой управления в кабине самолета - Дмитрий Пушкарев, заместитель командира авиаотряда Красноярского АСЦ. Общий налет - 4200 часов, на Бе-200ЧС - 2500. Дмитрий окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова в 1985 году. Летал на штурмовиках, истребителях, а десять лет назад пришел в МЧС России. Сейчас он летает на двух типах самолетов - Бе-200ЧС и Ан-74. На авиасалоне Дмитрий уже второй раз.

- Детям было интересно посидеть в кабине Бе-200ЧС - нечасто можно увидеть такой самолет, тем более побывать внутри, - рассказывает он. - В основном приходили подростки и взрослые люди. Кстати, очень интересная категория посетителей - люди, уже в возрасте, из числа конструкторского состава или рабочих, которые работали на Иркутском заводе на ТАНТК им. Г. М. Бериева. Они приходили, смотрели самолет, прикасались к своему детищу, которое выпускали 15-20 лет назад.

Самолет многофункциональный: может тушить пожары, спасать людей, перевозить грузы, доставлять спасателей. Но уникальность его в том, что он может взлетать как с воды, так и с земли.

- У нас нет задачи - попасть в пожар, нам нужно прекратить его распространение, сделать генеральную полосу с огнегасящей жидкостью, с пенообразователем, чтобы огонь не распространялся, - пояснил Дмитрий Пушкарев. - Самолет очень вариативный. При работе часто возникают ситуации, которые требуют от него очень серьезной маневренности.

Дмитрию приходилось летать в Индонезию, Португалию, Израиль. И каждый полет, по его словам, не похож на другой.

- Сложно было работать в Иркутске в 2019 году, когда горел западный берег озера Байкал, - делится летчик. - Погода была довольно-таки сложной, нижний край облачности находился слишком низко. Приходилось искать окна для перехода с приборов на визуальный полет, искать разрывы в облаках. Тогда экипаж отработал успешно. Бывает сложно выполнять забор воды на больших водоемах, таких как Байкал. Когда небо сливается с водой и теряется линия горизонта. Бывает до такой степени непросто, что приходится выполнять проход над водой в 30-40 м вместе с осмотром, для того чтобы от ветра, от потоков самолета создать мелкие волны на поверхности, которые потом помогут при ориентации.

Самолет-амфибия Бе-200 способен на скорости 150-190 км/ч, на режиме глиссирования, забирать 12 тонн воды в баки, расположенные под полом грузовой кабины, за 12 секунд. В грузовой кабине самолета установлены баки для химжидкости общим объемом 1,2 м3. Максимальный взлетный вес самолета после забора воды на режиме глиссирования 43 тонны. Время залпового сброса воды над очагом пожара 0,8-1 сек. на скорости около 250 км/ч. Масса сбрасываемой воды за одну заправку топливом до 270 тонн (дистанция "аэродром-пожар"-100км, "аэродром-водоем"-10км).

Посадка на воду - совершенно особенный процесс, - рассказывает пилот. - Аэродинамика здесь тесно переплелась с гидродинамикой, и поэтому нам, летчикам, приходится буквально бороться со своими привычными летными навыками. Существуют ограничения. Высота ветровой волны не должна превышать 1,2 м, волна зыби - 0,6 м. Для безопасного подхода и выхода требуется акватория длиной 3,5 км. Вода на судне забирается при глиссировании с помощью водозаборных устройств, так называемых ковшей. При тушении пожара на самолете Бе-200ЧС мы снижаемся до 40-60 м. Вода сбрасывается при открытии створок водяных баков. Всего их на борту восемь. Открываются створки автоматически, при этом можно выбрать режим, при котором они будут открываться либо последовательно, либо залпом.

Эффективность пожаротушения, по словам летчика, увеличивается в разы, когда есть связь с наземной командой. Работать на одном пожаре могут несколько воздушных бортов - как самолетов, так и вертолетов.

Оранжевый Ми-171А3

24 июля первый заместитель главы МЧС России Александр Чуприян посетил авиасалон и осмотрел перспективные образцы летной техники Ил-114-300 и Ми-171А3.

Вертолет Ми-171А3, окрашенный в ярко-оранжевый цвет, сразу бросается в глаза, а его технические и летные характеристики впечатляют. Это первый вертолет отечественного производства, который полностью отвечает требованиям по обеспечению безопасности полетов над водной поверхностью. Композитные материалы, широко использованные при его создании, позволяют обеспечить высокие летные характеристики. Максимальная взлетная масса воздушного судна - 13 тонн. Вертолет будет оснащен авариестойкой топливной системой, системой аварийного приводнения с автоматической активацией и спасательными плотами внешнего размещения. Также на судне установлен интегрированный пилотажно-навигационный комплекс - "стеклянная кабина" с цифровым навигационным оборудованием.

Вертолет Ми-171А3 будет выпускаться в двух конфигурациях. Первая - для перевозки до 24 пассажиров и грузов массой до 5 тонн. Вторая - для проведения поисково-спасательных операций, она будет дополнительно укомплектована специализированным оборудованием, в том числе медицинским.

Между тем, в рамках XV Международного авиационно-космического салона "МАКС-2021" прошло заключение контракта между МЧС России и Казанским вертолетным заводом. Согласно договору, завод планирует поставить чрезвычайному ведомству 9 вертолетов Ми-38ПС в арктическом исполнении до 2024 года.

Поисково-спасательный Ми-38ПС сможет обеспечить беспрецедентную дальность спасательных миссий, он способен совершить полет с экипажем и тремя спасателями на расстояние до 750 километров, провести эвакуацию людей, терпящих бедствие, и вернуться на базу. Для этого вертолет оснастят дополнительными топливными баками, а максимальная взлетная масса машины будет увеличена. Ми-38ПС получит возможность эксплуатироваться в условиях крайнего севера с автономным базированием, применением очков ночного видения, установкой различного спасательного оборудования, медицинских модулей. С вертолета смогут совершать высадку спасатели-десантники парашютным, посадочным и беспосадочным способами.

- Для создания безопасной зоны в Арктике нужны вертолеты с повышенными летно-техническими характеристиками, которые смогут работать в экстремальных климатических условиях с увеличенной дальностью полетов, учитывая просторы крайнего севера. Это первые 9 вертолетов, которые поступят для обеспечения арктических спасательных центров. Авиация ведомства позволит выполнять задачи по обеспечению безопасности Северного Морского пути в целом, - рассказал Виктор Яцуценко, заместитель министра МЧС России.

С помощью специальных устройств Ми-38ПС сможет тушить пожары и бороться с последствиями аварийного разлива нефтепродуктов. Узлы для жесткой швартовки на стояночной площадке позволят вертолетам садиться на суда ледокольного класса, например, использоваться с ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я) типа "Арктика", что расширит возможности для работы Ми-38 в арктических широтах. Вертолет может перевозить до 5 тонн груза в кабине либо на внешней подвеске, или до 40 пассажиров.

Из новых вертолетов Ми-38ПС будут сформированы новые звенья будущего арктического аварийно-спасательного центра МЧС России. Они будут располагаться в населенных пунктах: Сабетта, Диксон, Тикси, Певек и Анадырь.

"Сигма-7", или летающий автомобиль

Впервые на салоне был представлен сверхлегкий двухместный самолет "Сигма-7", или, как называют его сами разработчики, "летающий автомобиль".

Складывающиеся крылья позволяют перевозить "Сигму-7" в стандартном шестиметровом контейнере. Самолет со сложенными крыльями может передвигаться по дорогам общего пользования и даже заезжать на автозаправки. Бензин - Аи-95. Основное назначение "Сигмы-7" - обучение пилотов, туризм, аэрофотосъемка, мониторинг лесных пожаров. Дальность полета - до 1200 км. Разбег при взлете не превышает 100 м, благодаря чему в экстренной ситуации аппарат можно посадить хоть на автотрассу.

Многоцелевой "Байкал"

Долгожданной премьерой стал и легкий самолет ЛМС- 901 "Байкал". Он приходит на смену легендарному ветерану малой авиации - самолету-легенде Ан-2. "Кукурузник" - так по-доброму называли его несколько поколений пилотов и пассажиров. Его летная карьера - одна из самых длинных в мировой авиации: она началась в 1947 году, а кое-где "кукурузники" летают и сегодня. И вот самолету-легенде на смену приходит новая машина в том же классе - ЛМС-901 "Байкал".

Новый самолет по сравнению с Ан-2 имеет преимущество в скорости - 300 км/ч против 200 км/ч, а также большую дальность полета без дозаправки. При этом "Байкал" сохранил в себе лучшие качества предшественника - неприхотливость и универсальность. Взлетать и садиться он сможет с тех же площадок, что и Ан-2. Многоцелевой самолет, вмещающий до девяти пассажиров, разработан по заданию Минпромторга в 2019 году Уральским заводом гражданской авиации. Он может быть использован и в санитарной версии - для перевозки на носилках больных или пострадавших. Возможно применение и в сельхозавиации.

Перспективные беспилотники

В этом году на авиасалоне было необычайно много беспилотной авиации. Одних только дронов - десятки, как от российских, так и от зарубежных производителей. В частности, впервые была представлена разведывательно-ударная версия БПЛА "Орион-Э".

Он практически полностью изготовлен из углеволокна, включая силовой набор конструкции. В производстве комплекса применяются уникальные передовые технологии и современные автоматизированные средства объективного контроля качества.

При создании "Ориона" впервые внедрена энергоэффективная электроимпульсная противообледенительная система. Благодаря ней комплекс способен выполнять поставленные задачи даже в самых суровых погодных условиях.

"Орион" оборудован системами наблюдения и получения необходимой информации в режиме реального времени. Автономная радиолокационная система определения координат позволяет производить взлет и посадку аппарата в условиях отсутствия спутниковой навигации или подавления сигналов. Низкая акустическая заметность дает возможность вести бесшумное наблюдение, сообщают производители. Кроме этого, беспилотник сделан всепогодным.

Свою гордость на МАКС-2021 представил Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

"Луф-60" и "Ель-10" - наземные робототехнические комплексы, которые неоднократно применялись при тушении крупных пожаров и в условиях, когда есть угроза жизни пожарного или спасателя. Комплексы оснащены системами дистанционного управления и теленаблюдения, что позволяет оператору вести аварийно-спасательные работы или производить тушение пожаров на взрывоопасных, химически и потенциально опасных объектах. На своем борту имеет 5 т огнетушащего вещества, пожарный насос и лафетный ствол с расходом огнетушащего вещества 60 л/с. Осенью 2017 года "Луф-60" и "Ель-10" были задействованы в ликвидации пожара в столичном торговом комплексе "Синдика".

Насыщенная летная программа традиционно выделяет МАКС среди крупных международных выставок. В этом году в ней приняли участие шесть пилотажных групп, которые продемонстрировали сложный и слаженный пилотаж на тяжелых истребителях, ударных вертолетах, реактивных и поршневых учебно-тренировочных самолетах. Свое мастерство представили авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил РФ "Русские витязи", "Стрижи", "Соколы России" и "Беркуты". В небо над Жуковским свои машины поднимали летчики российской пилотажной группы "Первый полет", а также гости из Индии - вертолетная пилотажная группа Sarang. Всего в программе приняли участие свыше 80 летательных аппаратов, а общее количество представленных воздушных судов превысило две сотни.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 июля 2021 года | Дайджест публикаций за 29 июля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «МЧС Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости