О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нелетучий Ан-148: "Саратовские авиалинии" проиграли суд "России", но заплатят в 5 раз меньше

Арбитражный суд Москвы не признал полную сумму претензий авиакомпании "Россия" в споре с "Саратовскими авиалиниями"

Арбитражный суд Москвы не признал полную сумму претензий авиакомпании "Россия" в споре с "Саратовскими авиалиниями".

Из 721,9 млн рублей, которые она требовала со своего саратовского партнера в качестве долга за аренду самолетов и неустойки, московский арбитраж посчитал подлежащими удовлетворению 139,2 млн рублей. В остальной части требований заявителю отказано. Решение вынесено 15 июля, в настоящее время дело считается закрытым.

Споры между дочерней структурой "Аэрофлота" и компанией из пула бизнесмена Аркадия Евстафьева начались весной 2019 года. "Россия" вчинила саратовскому авиаперевозчику, на тот момент уже потерявшему лицензию, 3 иска о возврате арендной платы за лайнеры Ан-148, на которых тот уже не мог летать. В свою очередь "Саратовские авиалинии" вынуждены были разрывать договоры субаренды с "Россией" через суд.

Самолеты Ан-148, всего 5 лайнеров, были взяты самой "Россией" в лизинг у ОАО "Ильюшин финанс Ко", но использование их показалось компании невыгодным. Саратовские авиалинии взяли самолеты в субаренду, но ее планы по развитию маршрутов подкосила авиакатастрофа 11 февраля 2018 года. Один из Ан-148 разбился, вскоре компания лишилась права летать. Уцелевшие лайнеры были возвращены на завод-изготовитель ПАО ВАСО в Воронеж.

Рассмотрев дело, московский арбитраж установил, "Саратовские авиалинии" и "Россия" заключили 5 договоров субаренды. Согласно актам передачи самолетов, которые были предоставлены саратовцам с октября 2016 по августа 2017 года, "Саратовские авиалинии" все устраивало. В договоре субаренды был один малоприятный для субарендатора пункт: простой воздушных судов по любым причинам во время действия договора, даже полная потеря самолетов, не освобождает от обязанности за них платить. Но в случае ареста, удержания, запрета на использования или захвата воздушного судна "Саратовские авиалинии" имели полное право разорвать договор, если потеряли возможность использовать самолет на срок более 60 дней. В случае разрыва договора по этим основаниям арендная плата на период приведения воздушного суда в состояние возврата не начислялась.

В 2016 году вскрылось, что на некоторых Ан-148 присутствуют конструктивные дефекты шпангоута 23. Компания-разработчик ГП "Антонов" направила производителю сервисный бюллетень о необходимости провести работы. На самолетах в районе дефектного шпангоута обнаружились трещины, а это означало уже прямую угрозу безопасности полетов. Летать на таких Ан-148 было возможно только по согласованию с разработчикам и после одобрения Росавиации.

"Саратовские авиалинии" такое разрешение получили, но в марте 2018 года после февральской катастрофы им запретили летать на всех Ан-148 вообще. Об этом авиакомпания тут же уведомила своего партнера, у которого их арендовала и потребовала расторжения договоров. Но "Россия" отказалась это делать, а в одностороннем порядке у "Саратовских авиалиний" права разорвать соглашения не было. Основной довод истца в данном случае - не выполнение работ над шпангоутом по бюллетеню разработчика. Саратовский перевозчик на тот момент разбирал тяжелейшие последствия февральского крушения, ему было не до шпангоутов на уцелевших лайнерах.

Тем не менее, именно это обстоятельство сыграло немаловажную роль в судебном споре. Обязанность устранять дефекты и неисправности самолета в договоре тоже прописана, а Саратовские авиалинии, как заключил суд, знали о проблеме со шпангоутом еще с 2016 года. Разобрался с дефектом завод-производитель ВАСО, уже в марте 2018 года, когда ему вернули 4 оставшихся самолета, поскольку сама "Россия" их назад брать не хотела.

В декабре 2018 года "Россия" расторгла договоры лизинга с "Ильюшин Финанс Ко.", что автоматически прекращало и действие договоров субаренды с Саратовскими авиалиниями.

Тем не менее, суд заключил, что право требовать субарендные платежи с Саратовских авиалиний прекратилось с 1 ноября 2018 года.

"Истец, как профессиональный участник воздушных перевозок не мог не знать о невозможности возобновления сертификата эксплуатанта после его аннулирования, принимая во внимание, что ответчик не мог владеть и пользоваться арендованным им имуществом, которые составляли 40% самолетного парка Ответчика, по вине третьих лиц и не зависящим от него самого причинам", - говорится в судебном решении.

На этом основании московский арбитраж существенно уменьшил размер неустойки, которую "Россия" хотела получить с "Саратовских авиалиний" с 721,9 млн до 139,2 млн рублей. Обжаловать вердикт ни одна из сторон не стала.

Компания "Саратовские авиалинии" на данный момент больше не летает. До последнего момента она вела споры в судах с Саратовской областью из-за земель старого аэропорта, арендатором которых компания до сих пор числится. Но попытка бывшего авиаперевозчика признать распоряжение областного КУИ об отказе утверждать схему расположения земельных участков незаконным не увенчалось успехом. В апелляции решение саратовского арбитража не устояло.

Авиакомпания "Россия" выполняет рейсы из нового саратовского аэропорта Гагарин в Москву, сменив на этих маршрутах "Аэрофлот"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-вектор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка