О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Главное, чтобы не мешали". Как разоренный тюменский авиаклуб пытается взлететь и не упасть снова

Люди, влюбленные в небо, смогли сохранить оказавшийся на грани банкротства клуб и восстановить его работу

Существующий под Тюменью авиационно-спортивный клуб (ДОСААФ) еще несколько лет назад был на грани закрытия и разорения. Угон в 2015 году самолета, кадровая чехарда и неразбериха с документами привели к тому, что полеты самолетов в Ялуторовске были приостановлены, прыжки не совершались. Два года назад к руководству клуба вернулся Владимир Палей, уже работавший в этой должности в 1990-е и 2010-е годы. Сегодня здесь вновь проводят соревнования, обучают пилотов и парашютистов. Как - рассказываем подробно в День ВДВ.

Кадры решают все

Ялуторовский авиаклуб хорошо знаком любителям парашютного спорта со всей страны. Несколько лет назад здесь был кризис. Громкий скандал вокруг клуба разразился в 2015 году в связи с "угоном" самолета с аэродрома ДОСААФ в Ишиме и его аварийной посадкой на летном поле под Ялуторовском, побегом пилота и его задержанием. Как позднее выяснилось, потерпевший крушение самолет Як-52 был собран из списанных деталей и продан постороннему. Начавшиеся разбирательства вскрыли в учреждении множество проблем. В региональном отделении ДОСААФ приняли решение о том, что авиационный клуб должен возглавить Эдуард Зотеев.

- Областной совет назначил нового руководителя, который привел своих людей. Понимаете, грубо говоря, директора мясокомбината поставили руководить больницей. Он приходит и говорит: вы неправильно лечите, надо вот так лечить. Научу вас лечить, короче. Ну и, соответственно, со всеми вытекающими, - говорит инструктор парашютно-десантной подготовки клуба Владимир Аталыков.

Конфликт между новым руководством и персоналом авиаклуба затянулся на долгие месяцы. Коллектив, состоявший из профессионалов, за спиной у которых сотни прыжков, множество наград и выигранных соревнований, начал рассыпаться. К освещению проблемы подключились средства массовой информации. В итоге летом 2017 года Эдуард Зотеев был вынужден написать заявление об уходе с должности.

- Мы отказались работать на условиях, когда пренебрегают безопасностью. Нам сказали, что на наше место найдут новых специалистов. А мы ответили: удачи в поисках. Так и не смогли никого найти. А сейчас вернулся прежний руководитель. Его уберут, потом все развалят, потом его обратно приглашают. Только восстановится все более-менее, и опять уберут его, - делится наблюдениями Владимир Аталыков.

После Эдуарда Зотеева руководство авиаклубом перешло к Алексею Бахолдину. При нем учреждение пережило реорганизацию, но сам начальник, по словам Владимира Аталыкова, бывал на рабочем месте нечасто. После кадровой чехарды бразды правления опять вручили Владимиру Палею. Вновь назначенному руководителю пришлось начинать практически с нуля. Авиаклуб находился в плачевном состоянии, коллектив профессионалов почти разгромлен. Впрочем, для Палея в этой ситуации было мало нового.

- В первый раз, когда клуб принимал в 1990 году, было все откручено. Ничего не было. Второй раз принимал когда в 2010 году - то же самое. После Зотеева вообще была самая плохая ситуация. Потому, что самолеты все не летали, свет отключен, газ отключен. Ни бензина, ни денег, кроме долгов ничего не было, - вспоминает нынешний руководитель авиаклуба Владимир Палей.

Первым делом Палей восстановил на работе прежних работников. Он как никто другой понимал, что без людей, по-настоящему преданных небу, ничего не выйдет.

- Старая команда подтянулась потихонечку-помаленечку. Работать начали и все. Кто свои деньги вложил, что-то купили, что-то продлили. Если работаешь, то и будет все двигаться, а если не работать, тогда чего сидишь? - задается вопросом Владимир Палей.

Без поддержки и спонсоров

Сегодня у клуба в Ялуторовске есть двухэтажное административное помещение, где располагаются тренировочная комната, зал для укладки парашютов и даже свой небольшой музей со множеством экспонатов, подсобные помещения, ангар для хранения и ремонта авиатехники и собственно аэродром. Все это хозяйство необходимо содержать. Авиаспортивный клуб работает на самоокупаемости. Без поддержки спонсоров и материнской организации приходится непросто, однако здесь смогли возобновить стабильную работу. Даже несмотря на то, что большая часть авиапарка временно прикована к земле.

- Проблема номер один - это ремонт самолетов. Самолеты нам удалось на крыло поставить. Теперь в первую очередь будем Як-18 и Як-52 ремонтировать. Потому, что детей учить надо. В ближайшие две недели планируем самолеты отправить на ремонт в Шахты. Когда вернем Як-18, то будем детей уже учить. Потому что люди приходят, им это нужно - небо, - говорит Палей.

- Самолеты у нас на данный момент все в ремонте. Летаем на чужом ишимском борту с лесопатрулем. Всю технику поубивали при предыдущем руководстве клуба и теперь ждем, когда отремонтируют, - делится печалью Владимир Аталыков.

Доходы клуба формируются из двух источников - оплаты услуг по авиационному патрулированию лесов и платы от парашютистов, которые совершают прыжки на коммерческой основе. Прыгают по субботам и воскресеньям, если позволяет погода. Сольный прыжок обходится желающим в 4500 рублей, в тандеме с инструктором - на 1000 дороже.

- Подготовка ни разу не прыгавшего человека занимает три часа. В программу входят только основы. Конечно, мы сначала убеждаемся в том, что человек все понял, все услышал. Проходит тренировка на земле, где мы можем оценить, насколько правильно он действует, а потом только допускаем до прыжка, - объясняет Владимир Аталыков.

Главное, чтобы не мешали

Сегодня в парашютно-спортивной секции занимается около восьмидесяти человек. Есть и те, кто учится управлять самолетами и вертолетами. Таких людей - единицы. Уж слишком дорогое увлечение для обычного человека. Тем не менее в клубе готовы обеспечить программу обучения всем желающим. Для этого и бросают все силы на восстановление авиапарка.

- Не будет самолета - не будет денег, не будет клуб работать, понимаете? Это - основное. Если нет рабочих самолетов - ничего нет. Начинать надо с самолетов. Самолет начинает летать, клуб зарабатывает деньги, колесо начинает крутиться. Деньги зарабатываешь - опять вкладываешь их в развитие, в ремонт самолетов, в базу. И так идет развитие, - объясняет Владимир Палей.

Сегодня клуб вновь обучает пилотов и парашютистов-спортсменов. Летному мастерству начинают учить с пятнадцати лет. В шестнадцать лет пилот получает право управлять машиной самостоятельно. В секцию парашютного спорта можно попасть с четырнадцати.

- Когда вернулся Владимир Михайлович, нам немного подкинули парашютиков из Увата, а так давно уже техники не закупали. Мы закупаем определенные вещи по мелочам. В основном расходники. Спортивная техника тоже вся личная. Новый парашют стоит примерно как новый недорогой автомобиль. Около полумиллиона. А дальше зависит от производителя, задач, характеристик и комплектации. Все то же самое - отечественный производитель или "иномарка", - говорит Аталыков.

Дважды в год аэродром авиаклуба принимает соревнования, в которых участвуют спортсмены из других российских регионов. Все затраты клуб берет на себя. В этом году начались подвижки в общении с региональным департаментом по спорту. Есть надежда, что ситуация может измениться к лучшему.

- Комитет по спорту в последнее время очень плохо стал работать. Вот мы уже два года подряд проводим соревнования. У нас два таких хороших кубка - это Кубок Ефремова и Кубок Катаева - и нам ни копейки не давали. Но в этом году пообещали. Мы работаем с комитетом по спорту, предоставили им смету. Будем надеяться, что помогут, - говорит Владимир Палей.

Несмотря ни на какие трудности, в частности финансовые, персонал верит, что со временем имеющийся в распоряжении клуба авиапарк будет приведен в порядок и самолеты чаще будут подниматься в небо. Главное, чтобы не мешали.

Парашютный спорт относится к экстремальным видам соревнований, поэтому к вопросам безопасности здесь подходят с максимальной ответственностью. Тем не менее эксцессы все же случаются. В марте этого года юный парашютист зацепился куполом за высоковольтный контактный провод железной дороги. Тогда никто не пострадал. Этим летом вагайский лесник спас от гибели группу парашютистов-десантников из Свердловской области. Мужчина получил серьезные ожоги. Позднее его представили к государственной награде....
Авторские права на данный материал принадлежат «72.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка