Автор: Алина Малютина
Опубликовано: 02.08.2021, 19:36
 

Стюардессы в кроссовках: как создавалась униформа для авиакомпании SkyUp


[image]

"РБК Стиль" поговорил с куратором проекта по изменению униформы стюардесс о том, как кроссовки Nike заменили лодочки, почему головные уборы устарели, а шейные платки - нет, и из-за чего многие авиакомпании продолжают жертвовать комфортом своих сотрудниц.

На прошлой неделе стало известно о том, что частная украинская авиакомпания SkyUp изменила форму бортпроводниц: вместо обтягивающих жакетов и юбок - стильные оранжевые костюмы, вместо лодочек - кроссовки Nike, вместо строгого пучка под головным убором - распущенные волосы. Фотографии, свидетельствующие о революции в области корпоративного дресс-кода, произвели фурор в нашем Instagram, набрав более 150 тыс. лайков и почти 4 тыс. комментариев. "Наконец-то стюардессы перестанут мучиться на каблуках", - гласило большинство из них. Однако возникло и немало вопросов: например, о платке, хаотично свисающем с плеча, о выборе модели обуви, и о том, учитывались ли в процессе разработки униформы пожелания бортпроводниц.

Обо всем этом "РБК Стиль" рассказала Ольга Цареградская, выпускница Лондонского университета искусств по специальности "фэшн-бизнес" и соосновательница консалтингового агентства Frame Fashion Consultancy, специализирующегося на международном развитии дизайнеров из Украины. Именно этой компании SkyUp доверила все этапы модернизации образа стюардесс: от исследования рынка до подготовки финальных эскизов.

Об инициативе

SkyUp - молодая и динамичная авиакомпания, без множества предрассудков и ограничений. Это проявляется как в сервисе, так и в отношении к команде: в ней числится шесть пилотесс. Недавно у авиакомпании возник запрос на смену униформы стюардесс. Директор по маркетингу SkyUp Алина Альба обратилась к Frame Fashion Consultancy, поскольку у нас был смежный опыт: мы разрабатывали образы для сотрудников Верховного суда Украины в рамках редизайна, сфокусировавшись на репутации и восприятии судей. Раньше они были в малиновых мантиях и с золотой цепью на груди, а я предложила заменить цвет на более спокойный, темно-синий, и добавить благородные, но при этом уверенные драпировки на плечах, вдохновившись кутюрной коллекцией Valentino 2020 года. Я всегда начинаю работу с исследования: экскурса в историю, анализа повестки в мире и самой компании, а также интервью с сотрудниками. Это помогает понять основную проблему и найти способы ее решения.

О пожеланиях стюардесс

Многие элементы униформы стюардесс сегодня используются по инерции. Их возникновение связано с потребностями, которое диктовало то или иное десятилетие: головной убор пришел из образа военной подруги в 1930-х, перчатки стали необходимы с появлением еды на борту в 1940-х, а женские формы подчеркивались в виду сексуальной революции в 1970-х. Исследование как раз помогает понять, какие детали отжили свое, а за какими - будущее. Сейчас, например, меняется отношение к прическам: тратить много времени на создание сложных пучков, использовать средства, портящие здоровье кожи головы и волос, считается нерациональным.

Кроме того, условия для современной униформы задают особенности самолетов и работа стюардесс. Например, узкие коридоры исключают одежду свободного кроя, которая может зацепиться за подлокотники. Также стюардессы часто поднимают и опускают руки, тянутся до полок, приседают и заглядывают под сидения, поэтому форма должна быть продолжением их тела, не сковывать ни единого движения.

Главным пожеланием стюардесс был не столько комфорт, сколько уважительное отношение со стороны пассажиров борта.

Интервью со стюардессами подтвердило выводы нашего исследования: многие детали униформы не соответствуют духу времени. Головной убор портит волосы при креплении, поскольку требует использования шпилек и невидимок, шейный платок постоянно "съезжает" вбок, а плотно прилегающий костюм сосредотачивает внимание на фигуре, объективизируя ее. К моему удивлению, главным пожеланием стюардесс был не столько комфорт, сколько уважительное отношение со стороны пассажиров борта. Для меня это стало основной мотивацией в работе над униформой. Так получился образ чемпионки.

О процессе работы

Проведя исследование для SkyUp, я пришла к образу современной девушки с активной позицией, чемпионки, которая работает на общий результат, готова откликнуться и принять вызов, уважает себя и свое здоровье. Ограничений в реализации от авиакомпании как таковых не было, поскольку мы сразу поняли, что сходимся по ценностям и видению. Когда я предложила сменить лодочки на кроссовки (решение не радикальное, но все же смелое), команда SkyUp сразу загорелась этой идеей.

О кроссовках

Авиакомпания изначально хотела, чтобы это были кроссовки Nike, поэтому мы сделали закупку. Выбрали однотонную белую модель Air Max 720, которая на 75% выполнена из переработанных материалов и имеет рекордно высокую воздушную подушку по всей длине подошвы. Мы не заключали партнерство с брендом, но, возможно, в дальнейшем подумаем об этом.

О костюме

Когда концепция была готова, мы приняли решение привлечь к работе над костюмом украинских дизайнеров, каждый из которых лучший в своем деле и тоже чемпион. GUDU демонстрирует мастерство тейлоринга, создавая жакеты с идеальной посадкой и хирургически выверенными линиями, при этом яркие и эффектные. Марка подготовила эскиз костюма, исходя из концепции "яркой чемпионки в кроссовках", выбрав вместо традиционной костюмной ткани плотный трикотаж, который не стесняет движений и отлично держит форму. Образ дополнил шелковый платок от украинского бренда исключительных вещей, разработанных на основе традиционных этнических культур, Gunia Project. Его основатели вдохновились темой путешествий, которых долго не хватало в виду закрытых границ. Так появился принт с изображением полетного плана, ставший новым символом SkyUp.

Форма будет выдана стюардессам в сентябре в адаптированной под них размерной сетке. Помимо жакета, брюк, платка и кроссовок, в набор войдет бежевый плащ из эко-кожи Leathertex с акцентом на талии и плечах, представленный в коллекции GUDU сезона осень-зима 2021/22, а также утепленная брендированная подстежка. После того, как стюардессы получат новые образы, мы начнем работу над мужским костюмом. Сейчас известно, что стюарды переобуются в кроссовки той же модели, но в черном цвете.

О платке

Мы решили не убирать платок из униформы, поскольку он символизирует принадлежность к авиации и к команде SkyUp в частности. Он украшает образ и ничуть не мешает стюардессе, так как крепится на эполете на плече и закреплен значком авиакомпании на груди.

О прическе

Новый образ предполагает вариативность причесок: разнообразные плетения приходят на смену классическому пучку бортпроводницы. Мы отказались от использования головного убора, но волосы все же будут собраны. В создании причесок нам помогала крупная студия красоты в Киеве. Полный образ будет показан в официальной съемке.

Об архаичных нормах в униформе стюардесс

Мне кажется, не у всех компаний есть возможность посмотреть на свой имидж со стороны и переосмыслить его, потому что темп работы очень интенсивный. Думаю, убедительность концепции нового образа, подчеркнутая аргументацией проведенного исследования, а также подбор талантливых дизайнеров для реализации заразил команду SkyUp и в дальнейшем сможет послужить примером для других авиакомпаний. Но на самом деле, мы были сосредоточены не столько на совершении революции в области униформы, сколько на том, чтобы создать действительно классные костюмы и побыстрее выдать их стюардессам.

Об униформе в других профессиях

В дальнейшем я бы хотела приложить руку к смене образов в профессиях, нацеленных на поддержание и улучшение качества общественной жизни. Это, например, службы по уборке города и уходу за городскими растениями. Для меня их сотрудники - настоящие герои, так как делают важную, но физически тяжелую работу. При этом их костюмы выполнены из грубых синтетических материалов, которые неприятны к телу и часто токсичны. Летом в них слишком жарко, а зимой, наоборот, холодно. Поэтому здесь важно начать работу с исследования на рынке тканей и выбрать оптимальные варианты, чтобы соблюсти баланс между износоустойчивостью и комфортом.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 2 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-стиль-РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости