Автор: Александр Колотило
Опубликовано: 04.08.2021, 08:10
 

Комкор Молодчий


[image]

Его бронзовый бюст установлен в Луганске. Имя дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Александра Игнатьевича Молодчего носит стратегический ракетоносец Ту-160 российских ВВС.

Начав Великую Отечественную войну младшим лейтенантом, летчиком 420-го дальнего бомбардировочного авиаполка особого назначения 81-й авиадивизии дальнего действия, Александр Молодчий закончил ее майором, летчиком-инспектором по технике пилотирования авиакорпуса. Совершил 311 боевых вылетов, в том числе 287 ночных. При выполнении боевых заданий налетал в общей сложности 600 тысяч километров, в том числе 190 тысяч километров - над территорией врага. Свыше 200 тонн бомб сбросил на различные военные и промышленные объекты. Бортстрелками его экипажа было сбито пять истребителей противника. Автор книг "В пылающем небе", "Самолет уходит в ночь".

…Экипажу младшего лейтенанта Молодчего было приказано в тот день вылететь в район города Демянска Новгородской области.

- Произвести разведку, - поставил задачу командир. - Если обнаружите большое скопление вражеских войск - нанести удар. И немедленно сообщить по радио о результатах наблюдений…

"Погода была хмурая, осенняя, на редкость плохая. Моросил дождь… - вспоминал Александр Игнатьевич. - Груженый бомбами Ер-2 тяжело оторвался от земли. Берем курс на запад. Традиционного круга не делаем: в целях маскировки строго-настрого запрещено задерживаться над аэродромом даже на минуту…

Тучи - грязные, косматые. Они прямо-таки ложатся на землю. Поэтому идем над самыми верхушками деревьев. Отыскиваем заданный объект.

Вот тут-то впервые за войну я и увидел фашистов с воздуха…

- Без команды не стрелять, - предупреждаю строго.

У самого все кипит внутри. И настроение экипажа - такое же.

Под нами - шоссе. Летим над ним. Внимательно просматриваем местность. Демянск. Под крыльями бомбардировщика мелькают мокрые крыши. Город пустынен. Ни души. Только дома. Э, нет! К центру - огромное скопление вражеских танков, артиллерии, автомашин. На одной из площадей выстроились колонны солдат. Видимо, готовятся к маршу. Увидев наш самолет, фашисты стали разбегаться в разные стороны.

- Бросай бомбы! - командую штурману.

- Зайди еще раз, - просит Куликов.

- Что это тебе, полигон? - сердито кричу Сергею.

Но тот невозмутим.

- Развернись, пожалуйста, - просит он.

Радируем командованию о своих наблюдениях и вновь берем курс на цель. По самолету открывают ураганный огонь зенитки. Снаряды рвутся слева, справа, спереди, сзади, а маневрировать нельзя, штурман ведет прицеливание. Теперь его воля. Он командует, куда и на сколько градусов довернуть самолет.

- Чуть правее - один градус… - слышу его голос. - Так держи… Хорош… Теперь - левее градуса на полтора… Отлично!

Спокойствие штурмана передается всем. Я крепко сжимаю штурвал.

- Открываю бомболюки, - докладывает Куликов.

И кажется, что самолет, как грузчик, сбросивший с плеч тяжелую ношу, облегченно вздыхает. Машина рвется вверх. И тут раздается оглушительный треск: снаряд! Через мгновение - еще удар. И еще. Один за другим.

- Товарищ командир, - кричит Панфилов, - в кабине полно дыма, все горит!

- Без паники, Саша! - а сам думаю: "Неужели конец, отвоевались?!"

Решение созревает мгновенно. Притворяюсь сбитым. Кладу машину на крыло, чтобы быстрее потерять высоту. А терять-то нечего.

- Саша, выводи! - это голос Куликова. - Выводи, Саша, - земля!..

После войны Александр Молодчий продолжал службу в авиации. В 1955 году ему присвоено звание генерал-майора, а в 1962 году — генерал-лейтенанта.

С трудом у самой земли выравниваю самолет. Иду буквально по крышам. Беру курс на восток. Маневр удался. В дураках остались гитлеровцы. Кстати, позже я часто пользовался этим приемом: делал вид, будто меня подбили, и всегда мне удавалось обмануть фашистских зенитчиков.

- Товарищ командир, - виноватым голосом докладывает Панфилов. - Очаги пожара ликвидированы.

Понимаю, ждет выволочки за минутную слабость. Хотя что тут ругать. Таково было боевое крещение огнем. И каким огнем!

- Хорошо, Саша, - говорю обычным тоном и добавляю:

- Спасибо.

Пожар-то погасили. Но возникает новая опасность - появляются перебои в работе одного мотора. Я заметил, что еще над целью упали обороты и он потерял половину мощности. И вот теперь самолет начало трясти. Вся надежда на исправный мотор. Исправный ли? Но пока работает хорошо. Дотянет ли хотя бы до своей территории? Лететь-то еще долго.
Дотянули. И не только до своей территории. Даже до аэродрома. А когда приземлились, вышли из машины, посмотрели на бомбардировщик и ахнули: потрепан он был изрядно, чтобы не сказать изрешечен".

Через неделю самолет был восстановлен, и экипаж продолжил боевую работу. Экипаж Молодчего бомбил Псков, Смоленск, Оршу, Витебск, Унечу… Случалось всякое…

Впрочем, о других боевых подвигах прославленного летчика рассказ еще впереди. А пока хотелось бы познакомить читателя с некоторыми фактами из его биографии.

Александр Молодчий родился в семье рабочего 27 июня 1920 года в Луганске (Ворошиловграде). Окончил семь классов.

В тринадцать лет Молодчий начал заниматься авиамоделизмом. А в начале 1936 года был зачислен курсантом планерной станции Луганского аэроклуба и одновременно назначен начальником его авиамодельной лаборатории. Вскоре стал планеристом-инструктором.
Той же весной Молодчий был включен в группу парашютистов и вскоре совершил первый прыжок с парашютом. А после прохождения теоретического курса начал вывозные полеты с инструктором на учебном биплане У-2.

Летом 1937-го он совершил свой первый самостоятельный вылет на У-2.

В РККА - с 1937 года. Поступив в Ворошиловградскую военную школу пилотов ВВС РККА имени Пролетариата Донбасса, окончил ее в конце 1938 года. Приказом народного комиссара обороны ему было присвоено воинское звание младшего лейтенанта и специальность - "военлет".

После окончания авиашколы младший лейтенант Молодчий служил младшим летчиком 51-го сбап в Курске. Летал на СБ.

С 1940-го служил в 100-м дбап. Летал на дальнем бомбардировщике ДБ-3А. Был командиром звена…

В середине октября авиадивизию, в которой воевал Молодчий, перенацелили на помощь войскам Калининского фронта. Его экипаж продолжал совершать налеты на тыловые коммуникации гитлеровцев.

- Уже в 1941-м, 22 октября, лейтенанту Александру Молодчему за образцовое выполнение боевых заданий командования было присвоено звание Героя Советского Союза.

Молодчий не просто отличался высоким летным мастерством. Он был неутомимым новатором, постоянно ищущим новые способы действий, новые тактические приемы. Это он явился инициатором применения светящих авиационных бомб для освещения цели перед нанесением бомбового удара. Особенно эффективно он применил их 11 июля 1942 года при налете на железнодорожный узел Брянск, который имел весьма сильную противовоздушную оборону. Самолет Молодчего вышел в район Брянска на высоте 2300 метров. Когда он заходил на цель, гитлеровцы огня не открывали. Это дало штурману возможность спокойно произвести боковую наводку и сбросить бомбы. Они попали в железнодорожный эшелон. В тот же момент Куликов сбросил четыре светящие бомбы. Дальнейшая маскировка врага теперь уже являлась бессмысленной. Сразу вспыхнули десятки прожекторов, с земли открыли по самолету ураганный огонь. Но поздно! Станция была освещена, как днем. Наши бомбардировщики, шедшие за самолетом Молодчего, нанесли меткие и сильные удары по цели.

Самолет Молодчего был подбит. Машина плохо слушалась рулей, и летчику с большим трудом удавалось удерживать ее в горизонтальном полете. Когда уже после приземления на стоянке осмотрели самолет, все были удивлены, как можно было на нем вообще держаться в воздухе. Механики насчитали 60 пробоин на израненном бомбардировщике. Осколками зенитных снарядов пробило бензобаки, фюзеляж, плоскости… И тем не менее самолет долетел до аэродрома, как бы специально для того, чтобы наглядно доказать свои изумительные боевые качества, прочность конструкции, а также великолепное мастерство и волю советского летчика, чья твердая рука не дрогнула ни на секунду на штурвале. Помимо упомянутых уже обнаруженных 60 пробоин, из пробитого бензобака техники извлекли… неразорвавшийся снаряд, выпущенный фашистскими истребителями. Но и гитлеровцам был нанесен огромный ущерб. В ту ночь бомбардировщики уничтожили 9 танков, около 200 автомашин, разрушили вокзал, взорвали более 500 вагонов с боеприпасами, склад с продовольствием, вывели из строя 7 паровозов, 31 дальнобойную пушку. Погибло свыше 400 вражеских солдат и офицеров. Железнодорожный узел Брянск-2 не работал несколько суток. Экипаж был вполне удовлетворен итогами этой боевой ночи: враг понес большие потери. В результате массированного удара были закупорены основные выходы железнодорожного узла к линии фронта.

Молодчий и его боевые друзья бомбили в глубоком вражеском тылу Кенигсберг, Данциг и другие города. А потом был Берлин.

Уже в 1941-м, 22 октября, лейтенанту Александру Молодчему за образцовое выполнение боевых заданий командования было присвоено звание Героя Советского Союза

Еще 10 августа 1941 года экипаж в то время еще младшего лейтенанта Молодчего должен был участвовать в налете на Берлин. Но на взлете его самолет потерпел аварию и лишь чудом не взорвался на собственных бомбах. И вот спустя один год и 16 дней, 26 августа 1942 года экипаж теперь уже гвардии капитана Молодчего участвует в налете на Берлин.

Накануне вылета полк получил на пополнение новые машины. На одной из них должен был лететь Молодчий, поскольку его прежний самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии. Всю ночь неутомимые техники готовили бомбардировщик к дальнему полету. Аэродром, с которого предстояло вылететь на вражескую столицу, для предельно нагруженных бомбардировщиков оказался весьма неудобным: грунт ухабистый, вязкий, сразу за краем летного поля начинался лес. Летчику приходилось взлетать "с подрывом", то есть движением штурвала насильно отрывать машину от поверхности аэродрома. Это опасно, поскольку самолет еще не успевал набрать нужную скорость. Но недаром Молодчий считался одним из самых искусных летчиков в гвардейском полку. Он мастерски произвел взлет предельно загруженного бомбардировщика.

Перед линией фронта самолет вошел в облака. Недалеко от Кенигсберга экипаж Молодчего вышел в район ясной погоды. Уже видны сильные очаги пожаров. Стреляют зенитки. Стали набирать высоту: 6500, затем 6700 метров… Натружено гудят моторы. Каждая сотня метров высоты требует большого терпения от летчика. К тому же Молодчий, чтобы экономить горючее, старался не давать максимальные обороты моторам. Решили прекратить набор высоты. Позже, над Берлином, Молодчий подумал, что следовало все же забраться повыше, - такая лавина зенитного огня обрушилась на бомбардировщик. Конечно, все члены экипажа изучили систему противовоздушной обороны вражеской столицы. Им хорошо было известно, что город обнесен тремя поясами зенитных орудий всех калибров, в каждом поясе - до тысячи орудий и обслуживающие прожекторы к ним.

Спустя один год и 16 дней, 26 августа 1942 года экипаж теперь уже гвардии капитана Молодчего участвует в налете на Берлин

Вокруг города - аэродромы ночных истребителей, а над ним - сотни привязных аэростатов, незаметных для самолетов, летящих ночью. И все же действительность намного превзошла ожидания. К Берлину экипаж Молодчего вышел первым. Это было видно по тому, как вдруг, заслышав гул самолета, на земле включили зенитные прожекторы. Вот вспыхнули и начали шарить по небу их фосфорические голубоватые лучи. Ближе, ближе… Вот один из них скользнул по фюзеляжу самолета, и сразу на помощь ему устремился другой, третий. Летчик резко снизился и направил самолет в спасительную темноту. Правда, при этом пришлось потерять метров триста высоты. Зато прожекторы погасли. Гитлеровцы выжидали. Ночь была лунная, темный массив затаившегося города хорошо просматривался сверху. Штурман Куликов вывел самолет на боевой курс. Еще несколько мгновений, и он нажал кнопку бомбосбрасывателя. Серия мощных фугасных бомб отделилась от самолета и устремилась вниз. Теперь там сразу все пришло в движение. Сотни прожекторов включились и начали лихорадочно шарить в небе, вспышки снарядов гроздьями повисли вокруг самолета. Экипажу никогда еще не приходилось подвергаться такому обстрелу. Уйти от лучей прожекторов практически было невозможно. Молодчий поглубже опустил сиденье, включил полный свет в кабине, чтобы не быть ослепленным прожекторами, и повел самолет, ориентируясь только по показаниям приборов. 14 минут летели сквозь огонь врага. И когда наконец вырвались из зоны противовоздушной обороны, все облегченно вздохнули. Теперь командир экипажа приказал стрелку-радисту дать радиограмму в Москву: "Задание выполнено, возвращаемся домой". В ответ два коротеньких слова: "Все ясно".

Через девять с половиной часов пребывания в воздухе экипаж возвратился на свою базу.

А 31 декабря 1942 года командир эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка дальнего действия гвардии капитан Молодчий Александр Игнатьевич был награжден второй медалью "Золотая Звезда". К этому времени он совершил 125 боевых вылетов.

Примечателен еще один факт боевой биографии прославленного летчика. После освобождения его родной Луганской области Александру Молодчему как лучшему летчику соединения был вручен именной самолет, построенный по инициативе молодежи Донбасса, "Олег Кошевой".

…Последние боевые вылеты гвардии майор Молодчий совершил в период с 16 по 23 апреля 1945 года. В эти дни он несколько раз участвовал в бомбардировках Берлина.

После войны Александр Молодчий продолжал службу в авиации. В 1955 году ему присвоено звание генерал-майора, а в 1962 году - генерал-лейтенанта. Командовал дивизией дальней авиации стратегического авиасоединения.

В 1959 году окончил Академию Генерального штаба.

После академии служил заместителем командующего 5-й воздушной армией, командиром 8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса дальней авиации.

Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, иностранным орденом, а также многими медалями.

С 1965 года - в запасе.

Ушел из жизни дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Александр Игнатьевич Молодчий 9 июня 2002 года. Он похоронен в Чернигове, в котором прожил 38 лет.

Светлую память о прославленном летчике хранят и в России, и в Луганске. Легендарные его доблесть и слава - вечны.

 

Дайджест прессы за 4 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 4 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости