Автор: Александр Тихонов
Опубликовано: 06.08.2021, 08:54
 

Газотурбинное двигателестроение - одна из основ технологического суверенитета России


[image]

Отечественный оборонно-промышленный комплекс, опираясь на наращиваемый интеллектуальный и технологический потенциал, гарантированно обеспечивает национальную безопасность.

Президент России Владимир Путин, принявший 4 июня участие в пленарном заседании XXIV Петербургского международного экономического форума, отметил, что в российской экономике началось посткризисное восстановление, когда важно не только выйти на устойчивую траекторию качественного роста, но и использовать открывающиеся возможности, эффективно развивать свои конкурентные преимущества, научный и технологический потенциал.

В новой экономической реальности оказался и оборонно-промышленный комплекс России, которому удалось справиться с внезапным испытанием во многом благодаря государственному оборонному заказу и тесному взаимодействию с Министерством обороны РФ.

Наш сегодняшний собеседник - Михаил Ремизов, заместитель генерального директора по стратегии и организационному развитию Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха - одного из флагманов отечественного оборонно-промышленного комплекса.

- Михаил Витальевич, о специализации ОДК, конечно, говорит само название корпорации, но хотелось бы конкретики. Каков сегодня вклад Объединенной двигателестроительной корпорации в укрепление военно-технического потенциала нашей страны и техническое перевооружение Российской армии?

- Газотурбинное двигателестроение - отрасль, от которой в критической степени зависит военная, транспортная и энергетическая безопасность страны. В мире всего несколько корпораций присутствуют во всех основных сегментах газотурбинного двигателестроения. ОДК - одна из них. Это крупная интегрированная структура, объединившая ключевые производственные и конструкторские предприятия отрасли и входящая в Госкорпорацию "Ростех". Компания специализируется на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, ракетной техники, Военно-Морского Флота, а также для нефтегазовой промышленности и энергетики.

- О значительном инновационном, технологическом потенциале корпорации свидетельствуют ее успехи в двигателестроении для военной авиации. Воздушная часть парада в ознаменование 76-летия Победы в Великой Отечественной войне, который по традиции проводился 9 Мая в Москве и других крупных городах России, стала своего рода демонстрацией и возможностей ОДК. Расскажите об этом подробнее.

- Почти вся авиатехника, пролетавшая в небе над Красной площадью 9 Мая, оснащена двигателями, изготовленными на предприятиях корпорации. В параде, напомню, приняли участие самолеты дальней авиации: три Ту-95МС и три Ту-160. Двигатель НК-12МП, установленный на Ту-95МС, до сих пор самый мощный и экономичный турбовинтовой двигатель в мире, на его счету более полутора десятков мировых рекордов.

Производство новых двигателей НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160 было возобновлено в 2020 году. Двигатель НК-32 второй серии вошел в список наиболее значимых мировых достижений в области двигателестроения за 2020 год, составленный ведущим профильным американским журналом Aviation Week & Space Technology.

На истребителях МиГ-29, которыми располагают военно-воздушные силы 25 государств, установлены проверенные временем турбореактивные двигатели РД-33. Это один из самых массовых реактивных двигателей в своем классе, который тоже входит в продуктовую линейку ОДК.

В воздушной части военных парадов были также задействованы вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-28Н, Ка-52 с установленными двигателями семейства ВК-2500, которые являются одними из самых массовых в своем классе.

- То, что вы перечислили, впечатляет. При этом авиационная техника с двигателями ОДК эксплуатируется не только в России, но и далеко за ее пределами…

- Да, экспорт формирует львиную долю выручки компании. ОДК сегодня является мировым лидером по количеству поставляемых на рынок двигателей для фронтовой авиации. Большая часть поставок - на зарубежные платформы. И конечно, большой парк сложился за счет поставок прошлых лет. Он действительно очень широк - и по объему, и по географии. Благодаря обширной географии военно-технического сотрудничества, сложившейся еще в советское время, авиационная техника с нашими силовыми установками эксплуатируется более чем в 80 странах мира.

- Вернемся к недавнему прошедшему авиасалону МАКС-2021. Какие новинки представила корпорация широкой общественности?

- На МАКС-2021 мы представили двигатели для гражданской и транспортной авиации, к новейшим самолетам и вертолетам, создаваемым Госкорпорацией "Ростех". Это в первую очередь новый российский двигатель ПД-14 для среднемагистрального лайнера МС-21-310. Премьерой также стал газогенератор двигателя ПД-8 для региональных самолетов и самолетов специального назначения Бе-200. Еще один представленный экземпляр - двигатель ТВ7-117СТ-01 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ил-114-300. Его модификация устанавливается на легком военно-транспортном Ил-112В.

Две новинки были представлены в сегменте вертолетных двигателей. Это демонстраторы вертолетных двигателей ВК-650В и ВК-1600В. ВК-650В планируется к применению на легких вертолетах Ка-226 и "Ансат-У". Потенциальными платформами также являются вертолет VRT-500 и беспилотные летательные аппараты. ВК-1600В планируется к установке на средний вертолет Ка-62.

ОДК также впервые представил концепт гибридной силовой установки, основная область применения которой - летательные аппараты с взлетной мощностью от 500 до 1500 кВт. То есть платформы в диапазоне от небольших вертолетов типа Ка-226 до самолетов местных воздушных линий.

Впрочем, мы затронули не только авиационную тематику. На авиасалоне был представлен макет газотурбинной установки большой мощности ГТД-110М - новинка стратегического уровня. Это первый российский газотурбинный двигатель, предназначенный для использования в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок большой мощности.

- Когда завершатся работы по созданию двигателя второго этапа для российского истребителя пятого поколения Су-57? Этот вопрос волнует прежде всего летчиков истребительной авиации, куда уже начинают поступать первые серийные машины. Но пока на них двигатели первого этапа - "изделие-117", модернизированная версия двигателя для Су-35С.

- Работа над двигателем второго этапа продолжается. Объединенной двигателестроительной корпорацией Ростеха изготовлены несколько опытных образцов, проводятся испытания, доводка узлов и систем. Серийное производство должно начаться в течение нескольких лет.
Новый двигатель по удельной тяге должен значительно превосходить "изделие-117", а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров - полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения. Он обеспечит полеты Су-57 на сверхзвуковых скоростях в бесфорсажном режиме. Эта разработка находится на переднем крае доступных технологий и является приоритетом компании.

- Не могу не затронуть военно-морскую тему, поскольку ОДК создает силовые установки и для кораблей…

- В этой области компанией был взят важный технологический рубеж: созданы силовые установки, которые раньше в России не производились. Сегодня ОДК способна полностью удовлетворить потребности нашего ВМФ в газотурбинных двигателях для строящихся и перспективных кораблей различных классов. В "ОДК-Сатурн" создана линейка морских газотурбинных двигателей, которые позволили оставить в прошлом зависимость от иностранного поставщика в этой важнейшей сфере.

- Можете привести конкретные примеры?

- Для новых фрегатов проекта 22350 ОДК освоила в производстве ГТД М90ФР. Двигатель применяется в составе дизель-газотурбинного агрегата М55Р. В 2020 году ОДК поставила на "Северную верфь" два первых агрегата М55Р для фрегата "Адмирал Головко". На данный момент успешно прошли испытания и поставлены заказчику третий и четвертый агрегаты. Они предназначены для фрегата "Адмирал Исаков".

Для применения в составе энергетической установки перспективных корветов проекта 20386 корпорация разработала модификацию двигателя М90ФР. Два таких двигателя изготовлены, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику.

Кроме того, в морской продуктовой линейке ОДК есть унифицированные двигатели М70ФРУ/ФРУ-2/ФРУ-Р мощностью 14000 л.с.

для кораблей различного назначения: корветов, малых ракетных кораблей, малых артиллерийских кораблей, десантных кораблей на воздушной подушке.

- Вернемся с кораблей на сушу. Расскажите о модернизации двигателя ВК-2500. По отзывам летчиков и техников, с момента начала производства он зарекомендовал себя с наилучшей стороны…

- Модернизацию двигателя ВК-2500 проводим с 2010 года. За это время разработан и запущен в серийное производство двигатель ВК-2500ПС-03 для гражданского вертолета Ми-171А2. Государственные испытания военной версии этого двигателя, получившего обозначение ВК-2500П и предназначенного для модернизированного вертолета Ми-28НМ, успешно завершены в 2020 году.

Работы по этим двигателям в целом еще не завершены, одна из задач - увеличение их ресурса. Уже на стадии опытно-конструкторских работ по модернизированному вертолету Ми-28НМ была выпущена лидерная партия из нескольких десятков двигателей ВК-2500П, а с конца 2020 года предприятие ОДК приступило к полноценному серийному производству ВК-2500П. Этот двигатель без доработок может использоваться на любом типе военных вертолетов семейств "Ми" и "Ка".

В конце 2020 года ОДК приступила к созданию двигателя ВК-2500ПС-02, предназначенного для модернизации транспортных вертолетов Ка-32. Применение нового двигателя позволит расширить возможности машины в ходе работ с внешней подвеской при пожаротушении и решении других задач.

- Прошлое десятилетие было непростым для отечественного ОПК. Запад фактически начал против России новую холодную войну, вводит под надуманными предлогами санкции. Это обострило проблему импортозамещения, заставило ускоренными темпами искать пути ее решения. ОДК оказалась в числе тех российских высокотехнологичных корпораций, которые в короткие сроки нашли внутренние ресурсы для этого. Как и почему это удалось?

- Эта работа была начата задолго до введения санкций, исходя из того, что газотурбинное двигателестроение - одна из основ технологического суверенитета нашей страны. Причем это касается не только оборонной сферы, но и стратегических гражданских отраслей. Поэтому, скажем, мы придаем большое значение выводу на рынок турбины ГТД-110М, первого отечественного продукта в своем классе мощности.

Точно так же первым российским продуктом в своем классе является уже упомянутый морской агрегат М55Р на базе двигателя М90ФР. И конечно, в этом же ряду флагманских отечественных разработок, первых в своем роде, - двигатель ПД-14. Старт этой разработке был дан, как вы знаете, раньше резонансных санкционных событий.

Подготовка к серийному производству вертолетных двигателей также началась задолго до введения санкций. В 2014 году в Санкт-Петербурге была построена новая производственная площадка. В дополнение к компетенциям по разработке двигателей, которые изначально имелись у "ОДК-Климов", было запущено их серийное производство и сервисное обслуживание.

Уже в 2015 году корпорация приступила к выпуску самых распространенных двигателей семейства ВК-2500 на замену запорожским двигателям. Сегодня это наиболее популярная вертолетная силовая установка не только в России, но и за рубежом. Всего за пять лет было выпущено более 600 российских двигателей. Причем это существенно модернизированный продукт - первая цифровая система автоматического управления вместе со счетчиком наработки была внедрена именно в конструкцию двигателя ВК-2500.

- Подведем итог. Можно ли считать программу по импортозамещению успешно завершенной?

- Несмотря на все перечисленное, праздновать победу пока рано. По двум причинам.
Во-первых, есть важные для нас сегменты рынка, где мы пока не присутствуем. Например, двигатели для легких и средних вертолетов. Это те ниши, в которые как раз нацелены две разработки, которые мы представляли на МАКС: ВК-650В и ВК-1600В. Эти два двигателя должны прийти на смену французским и американским силовым установкам, которые сейчас используются в составе российских вертолетов. Когда они получат опыт эксплуатации на российских платформах, я уверен, что перед ними откроются хорошие перспективы и на внешних рынках.

И во-вторых, критерием итогового успеха программы импортозамещения является не разработка изделия, а выведение на рынок продукта. По нескольким ключевым программам, которые я упомянул, нам еще предстоит решение этой задачи - задачи преодоления рыночного барьера. И эта задача по своей сложности и капиталоемкости вполне сопоставима с разработкой нового изделия. Для того чтобы такие продукты, как ПД-14, ГТД-110М, заняли максимальную долю рынка, для начала - внутреннего, необходимо обеспечить своевременные и достаточные инвестиции в развитие системы послепродажного обслуживания, подготовку производства, обеспечить меры государственной поддержки на начальных этапах продаж и эксплуатации.

- Развитию беспилотной авиации уделяется все больше внимания. Разрабатываются ли в ОДК двигатели специально для беспилотников?

- Да, это направление - одно из приоритетных в стратегии освоения новых рынков ОДК. Самым крупным реализуемым проектом в этой области является разработка двигателя на базе "изделия 117" для программы "Охотник". Это флагманский проект в серии российских военных беспилотников, но сейчас очень важно определить, хотя бы в общих чертах, всю перспективную линейку.

В соответствии с решениями Военно-промышленной комиссии в ближайшее время должен быть актуализирован типоразмерный ряд газотурбинных двигателей для БпЛА, включая основные технические требования и потребность в объемах производства.

В беспилотной сфере нужно стремиться к тому, чтобы максимально использовать существующие двигатели и их адаптации. Это вопрос стоимости и сроков разработки беспилотных систем. В целом, какой двигатель мы ни возьмем - ВК-650В, АЛ-55, АИ-222-25, РД-33/93, везде есть интересные возможности и концепции с точки зрения применения на беспилотниках.

Я вижу две наиболее интересные для нас ниши. Первая - это скоростные БпЛА в рамках концепции, которую на Западе называют "верный ведомый", где беспилотники должны действовать в связке с пилотируемыми авиационными комплексами. Здесь хорошим потенциалом применения обладают двигатели АИ-222-25, АЛ-55, РД-33/93. Многое зависит от того, какую концепцию применения, какую платформу увидят военные и финальные пользователи.

Другая ниша - высотные и средневысотные беспилотники для контроля обстановки в таких районах, как, например, Арктика. Там в зависимости от концепции платформы могут подойти двигатели от ВК-650В и ТВ7-117 (сейчас рассматривается на одном из концептов) до модификации двигателя АИ-222-25. Говоря об АИ-222-25, надо отметить, что мы заинтересованы в том, чтобы этот двигатель применялся максимально широко, потому что он производится серийно, был модернизирован и еще имеет потенциал модернизации.

В целом мы видим, что по всему миру рынки пилотируемой фронтовой авиации в прогнозах демонстрируют тенденцию к снижению. Прежде всего из-за перетекания спроса в беспилотный сегмент. Поэтому мы хотим как можно быстрее договориться с финальными пользователями и с Минобороны о том, как мы видим перспективные отечественные беспилотники и ГТД для них.

- А какие преимущества обеспечит гибридная силовая установка?

- Как я уже сказал, концепт такой разработки был представлен на стенде ОДК на недавнем авиасалоне в Жуковском. Мы исходим из того, что сам ландшафт авиатранспортной системы будет меняться под воздействием этой группы технологий. Электрификация силовых установок открывает новые возможности для развития летательных аппаратов. Она будет иметь существенные преимущества по удельному расходу топлива и воздействию на экологию, повысит надежность силовой установки, что, в свою очередь, позволит расширить спектр применения однодвигательных аппаратов. Позволит улучшить скоростные характеристики вертолетов. В пассажирской и транспортной авиации может обеспечить существенное улучшение взлетно-посадочных характеристик, а также решение проблемы ограничений по шуму, особенно в населенных пунктах, где небольшие взлетно-посадочные полосы расположены в черте города.

Электродвижение - это новое для ОДК направление. Поэтому для нас важно максимально использовать уже наработанный в отечественной прикладной науке задел.

В том числе в рамках сотрудничества с Центральным институтом авиационного моторостроения. Кроме того, уже на ранних этапах разработки важен взгляд со стороны потребителя. Мы ведем переговоры с потенциальными заказчиками, стараемся охватить большой спектр компаний, понять их потребности, чтобы синхронизировать разработку силовой установки с потенциальными платформами применения. Летные испытания гибридного двигателя на летающей лаборатории планируется начать в 2024 году, а к серийному производству перейти в 2029 году, когда этот новый сегмент рынка уже приобретет реальные очертания.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 6 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости