Опубликовано: 10.08.2021, 09:49
 

Вертикальной аэродинамической трубе ЦАГИ - 80 лет


[image]

80-летний юбилей празднует в этом году вертикальная аэродинамическая труба (АДТ) Т-105 Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Все эти десятилетия она является настоящим символом г.о. Жуковский (Московская область).

Т-105 была построена (разработчик технического задания - профессор А.Н. Журавченко, архитектор - А.С. Фисенко) для проведения экспериментальных исследований моделей самолетов на такое опасное явление, как штопор. В обсуждении проекта трубы участвовали выдающиеся ученые: Н.А. Ушаков, А.М. Черемухин, В.П. Ветчинкин, Г.Н. Абрамович, Б.Н. Юрьев, И.Е. Идельчик, А.Э. Стерлин и др.

Первый пуск главного потока АДТ состоялся 1 августа 1941 года. Новая установка вошла в состав специальной лаборатории № 5 - штопора самолетов. Основное экспериментальное оборудование вертикальной аэродинамической трубы на период ее ввода в строй включало устройство для запуска динамически подобной модели, системы подвески и ограждения, прожекторную установку и скоростную кинокамеру. Большой вклад в дело оснащения АДТ и разработки методики испытаний внес А.И. Никитюк (впоследствии - главный инженер лаборатории).

Но не успела Т-105 приступить к решению актуальнейшей в военное время задачи - испытаниям летательных аппаратов (ЛА) на штопор, как в октябре 1941-го, когда враг подступил к Москве, коллектив лаборатории № 5 был эвакуирован. Оборудование АДТ Т-105 отправили в Казань; часть сотрудников также перевезли в столицу Татарской АССР, а всех остальных - в Новосибирск.

Поэтому практическое использование трубы началось только в 1944 году. Для изучения штопора была создана уникальная технология, основанная на испытании свободно штопорящих динамически подобных моделей самолетов с электродистанционной системой отклонения органов управления по заданной программе. Методика обработки результатов таких исследований позволяла изучать режимы опасного явления и обеспечивать поиск способов вывода ЛА из него.

В 1947 году к тематике лаборатории № 5, которую на тот момент возглавил советский ученый, конструктор М.Л. Миль, добавилось вертолетное направление. Впоследствии оно активно развивалось: модели практически всех отечественных вертолетов проходили испытания в Т-105. Так, благодаря результатам исследований, полученным в АДТ, удалось существенно улучшить аэродинамические характеристики таких известных винтокрылых машин, как Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ми-35, Ми-38, Ка-50, Ка-52, Ка-60, "Ансат" и др. Кроме того, был предложен прогрессивный метод улучшения аэродинамики маневренных самолетов на больших углах атаки и в штопоре, в результате применения которого истребители МиГ-23, МиГ-29, Су-27 достигли высочайших характеристик.

На всем протяжении существования трубы непрерывно модернизировалась ее экспериментальная база, активно внедрялись методики испытаний с использованием современной цифровой техники. В 2010 году была введена в эксплуатацию внутримодельная инерциальная измерительная система, позволяющая регистрировать параметры движения модели самолета в свободном полете. В 2019-м - запущен в работу новый штопорный прибор Ш-6 для исследования аэродинамики воздушных судов при выполнении сложных маневров.

Сегодня Т-105, это уникальное творение инженерной мысли, остается единственной в России установкой с воздушным потоком в рабочей части, направленным снизу вверх. Вертикальная труба широко используется для исследования аэродинамических характеристик самолетов, вертолетов, аэрокосмических спускаемых аппаратов, других ЛА и их элементов.

"Вертикальная аэродинамическая труба Т-105 имеет богатую историю. И сегодня, в XXI веке, она по-прежнему в строю, на переднем рубеже испытаний авиационно-космической техники. Конечно, нам есть куда развиваться - например, необходима модернизация информационно-измерительной системы Т-105, создание нового экспериментального оборудования для изучения штопора и аэродинамики современных самолетов на больших углах атаки и исследования моделей скоростных винтокрылых машин. Но я уверен, что именно наша установка поможет авиаконструкторам ответить на самые важные вопросы при проектировании летательных аппаратов будущего", - говорит начальник отделения аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки ФГУП "ЦАГИ" Олег Кириллов.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия:

  • ФГУП "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область);
  • ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва);
  • ФГУП "ГосНИИАС" (г. Москва);
  • ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск);
  • ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 10 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости